Лидер России
Приемная: +7(4234) 26-57-01
8-800-550-37-38(Многоканальный. Голосовое меню)
Диспетчер: +7(4234) 26-41-21
Бухгалтерия: +7(4234) 26-57-20, 23-17-70
Бухгалтер-фактуровщик: +7(4234) 23-17-80
Отдел продаж: +7(4234) 26-53-99
Факс: +7 (4234) 36-77-55 (приемная)
E-mail:  [JavaScript должен быть включен]
[JavaScript должен быть включен]
Уссурнефтепродукт-Личный кабинет

Возымеет ли положительный эффект на российский топливный рынок утвержденный Президентом РФ Национальный план развития конкуренции в РФ на 2018–2020 годы?

Версия для печати...


В конце прошлого года Президент России подписал Указ «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», которым был утвержден Национальный план развития конкуренции в РФ на 2018—2020 годы. Согласно данному Плану, в качестве результатов в отраслях нефти и нефтепродуктов ожидается: развитие рыночных механизмов ценообразования путем развития организованных торгов нефтью на экспорт и формирование эталона (бенчмарк) на российскую нефть, развитие срочного биржевого рынка нефтепродуктов, развитие организованных мелкооптовых торгов и формирование рыночных ценовых индикаторов мелкооптового рынка, дерегулирование цен на транспортировку нефтепродуктов по магистральным нефтепродуктопроводам, предусматривающих поддержание объемов организованных торгов нефтепродуктами на уровне более 10 процентов поставок на внутренний рынок, увеличение объемов совершаемых экспортных сделок на нефть.

Федеральная антимонопольная служба России (из пресс-релиза)
Федеральная антимонопольная служба на протяжении нескольких лет предпринимает меры по развитию и совершенствованию механизмов организованных торгов нефтью, нефтепродуктами и природным газом, а также внедрению института регистрации внебиржевых договоров биржевыми товарами.
Эти меры нашли отражение в Указе Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».
Кроме того, Указом утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации с перечнем отраслей экономики и ожидаемыми результатами развития конкуренции.
Согласно Плану, ожидаемым результатом в сфере нефти и нефтепродуктов является развитие рыночных механизмов ценообразования, в том числе развитие организованных мелкооптовых торгов и формирование рыночных ценовых индикаторов мелкооптового рынка, а также развитие срочного биржевого рынка нефтепродуктов.
Развитие механизмов организованных торгов позволяет формировать биржевые, внебиржевые индексы на товары и способствует качественному налоговому и антимонопольному регулированию, что, в свою очередь, является фактором, препятствующим установлению монопольно высоких цен.
Также следует отметить, что одним из основных принципов развития конкуренции и формирования цивилизованных рыночных условий на рынках нефтепродуктов является преимущественное удовлетворение спроса на внутреннем рынке Российской Федерации.

Николай Баранов, заместитель руководителя Нижегородской топливной ассоциации
Для участников топливного рынка в этом документе прописаны слишком общие понятия. Необходимо ждать конкретных мер, тогда ситуация прояснится более определенно. Первоначально, в части увеличения доли закупок в госконтрактах для субъектов малого предпринимательства курс выглядит положительным. В части организации мелкооптового рынка и биржевой торговли также ждем положительных тенденций. Ожидаем увеличения биржевых товарных предложений и обеспечения необходимой маржинальности для розничного топливного рынка. Но, все же, необходимо дождаться конкретных действий в этом направлении.

Борис Добженецкий, руководитель НП «Владельцев АЗС Камчатки»
Данный документ можно сразу назвать провальным, так как его разработкой будет заниматься правительство. А как показывает практика, никаких положительных законов и улучшения условий для бизнеса наше правительство за последние 18 лет не приняло. Закон будет формироваться под интересы чиновников и монополий, которые постараются сделать все, чтобы дальше «кошмарить» бизнес, а значит все останется без изменений.
Эффект от данного указа может быть положительным только в том случае, если будет разработан комплексный подход для определения основных проблем предпринимательской деятельности, сформирован рабочий орган из представителей различных сфер бизнеса с обязательным внесением в законодательные акты предложений от бизнес-сообществ на основании действующего законодательства.
Также возникает вопрос: кто и как будет требовать от чиновников правильного и эффективного исполнения поручений Президента!?


Юрий Чубко, директор ООО «УссурНефтеПродукт»
Национальный план развития конкуренции хорош, но будет ли он воплощен в жизнь — большой вопрос. Положительный эффект на рынок нефтепродуктов он будет иметь при условии выполнения его всеми без исключения структурами, ведомствами и отдельными исполнителями, если все участники рынка будут в равных условиях работать, нести равную ответственность перед законом без всяких исключений и преференций. На мой взгляд, мощнейшим рычагом против дискриминации и недобросовестной конкуренции мог бы стать механизм уплаты штрафов госмонополиями или иными госструктурами за нарушение законодательства не в бюджет государства, а на счет заявителя, если решением суда будет установлено нарушение закона. А чиновники, допустившие в такой ситуации перерасход бюджетных средств, несли бы уголовную ответственность за такого рода нарушения.

Максим Дьяченко, управляющий партнер ООО «Петролеум Трейдинг», заместитель председателя правления СПТР
Я очень надеюсь, что План развития конкуренции окажет быстрое и непосредственное влияние на российский рынок нефтепродуктов. Рынок олигопольный, и ему характерны острые проблемы с конкуренцией. Без какого-либо вмешательства, без политической воли лидеров нашего государства, боюсь, ничего не получится. При этом я вижу серьезную проблему: Минэнерго и ФАС в планах развития рынка не учитывают интересы малого, среднего и частного бизнеса. Как это интегрируется в план по развитию конкуренции мне, к сожалению, непонятно. Хотелось бы получить больше информации о том, какой стратегии они будут придерживаться в дальнейшем. Думаю, пользуясь своими возможностями, СПТР будет задавать эти вопросы.
План развития конкуренции при тех функционерах и тех работниках в Минэнерго и ФАС, которые, по сути, отвечают за его выполнение, не будет реализован и не приведет к улучшению и усилению конкуренции. СПТР, членом которого является компания «Петролеум Трейдинг», активно взаимодействует с данными ведомствами, мы активно обращаемся с запросами и предложениями. По той обратной связи, которую мы получаем, уже можно сформировать мнение о планах и суждениях госрегуляторов. На мой взгляд, они не мыслят стратегически в развитии конкуренции. Их задача – сохранение статуса-кво и энергетической безопасности РФ, чтобы топливо было накоплено во всех регионах. Это парадигма первой половины 20 века, т.е. мы боремся с голодом. Мы не создаем конкуренцию, мы не развиваем рынки, частный бизнес, частную инициативу и гражданское общество. Возможно, нет понимания того, что это такое, а значит, для реализации этого плана понадобятся новые люди.
Очевидно, что после инаугурации президента возможны изменения в составе правительства. Придут люди с новым видением, пониманием, сознанием и опытом, а не с желанием просто отписаться и сохранить то состояние, где тихо и спокойно. На деле же – рынок идет к катастрофе. Это важнейший фактор для того, чтобы План развития конкуренции сработал. При этом процесс не может быть безболезненным. Нам нужна либерализация розничных цен, а это может вызвать общественное недовольство, так как это очень важный социально значимый продукт. Нам нужна понятная прогнозируемая налоговая политика, а это риск для бюджета. Тут нет простого решения, невозможно усидеть на нескольких стульях, обязательно кто-то пострадает. В противном случае План по развитию конкуренции — это просто декларация. Не думаю, что президент хотел этого, когда его поддерживал. Я очень рассчитываю на то, что План все-таки будет реализован, так как он очень нужен рынку нефтепродуктов.

По материалам журнала Современная АЗС