Лидер России
Приемная: +7(4234) 26-57-01
8-800-550-37-38(Многоканальный. Голосовое меню)
Диспетчер: +7(4234) 26-41-21
Бухгалтерия: +7(4234) 26-57-20
Бухгалтер-фактуровщик: +7(4234) 23-17-80
Отдел продаж: +7(4234) 26-53-99
Факс: +7 (4234) 36-77-55 (приемная)
E-mail:  [JavaScript должен быть включен]
[JavaScript должен быть включен]
Уссурнефтепродукт-Личный кабинет

Голодные игры Дальнего Востока

Версия для печати...



«Современная АЗС» уже не единожды поднимала тему спекулятивного разгона цен в оптовом звене российского топливного рынка. Перманентное состояние напряженности в нефтепродуктовом сегменте к концу 2017 года переросло в острую форму и еще резче оголило существующие проблемы в цепочке «опт-розница». Особенно эта «хроническая болезнь» зацепила Дальневосточный регион, где, по мнению операторов, ситуация по сравнению со всей страной стала просто невыносимой…

Так сложилось геополитически и территориально, что Дальневосточный федеральный округ (ДФО) находится на окраине Российской Федерации. И, как оказалось, крупнейший по размерам округ страны испытывает и наибольшие проблемы с нефтепродуктообеспечением.

На топливном «отшибе»
На сегодняшний день ДФО – это 6215,9 тысяч квадратных километров (36,4% территории России) с населением 6293,1 тысяч человек (4,9% населения России). Дальний Восток владеет богатейшими запасами природных ресурсов: помимо присутствия практически всей таблицы Менделеева, здесь находятся Сахалинские шельфы, богатые нефтью и газом, что позволяет успешно развивать в том числе и топливную промышленность региона. Но при всем своем богатстве, на топливном рынке округа сложилась ситуация, когда весь регион фактически зависит от деятельности двух нефтяных компаний.


Основными объектами нефтепродуктообеспечения региона являются Комсомольский НПЗ (КНПЗ), принадлежащий НК «Роснефть», и Хабаровский НПЗ (ХНПЗ), входящий в структуру ННК, которая, к тому же, является единственным оптовым поставщиком нефтепродуктов на полуостров Камчатка. При этом на биржевых торгах присутствует лишь КНПЗ, тогда как Хабаровский завод с некоторых пор освобожден от участия на бирже по не известным для участников рынка причинам. С учетом этого факта, объемов, предлагаемых с КНПЗ в рамках биржевых торгов, по мнению участников рынка, не просто недостаточно, их катастрофически мало. Операторы же региона утверждают, что предпосылок для дефицита ресурсов нет и не было…


Взгляд изнутри
Как рассказал корреспонденту «Современной АЗС» Борис Добженецкий, руководитель Некоммерческого партнерства «Владельцев автозаправочных станций Камчатки», в силу определенных особенностей региона, общие рыночные проблемы нефтепродуктового сектора, такие как монополизация рынка ВИНКами и нехватка топливных ресурсов на бирже, в Дальневосточном ФО ощущаются более остро: «К примеру, это касается логистики – на ту же Камчатку необходимо еще и «переплыть» танкером». Основные оптовые показатели по Дальнему Востоку определяет Комсомольский НПЗ. При более внимательном изучении итогов биржевых торгов, можно увидеть, что продажи топлив с завода на ст. Дземги колеблются в пределах 2-4 бочек (120-240 т) в день. При этом независимым операторам, работающим на полуострове, необходимо только 92-го бензина 4,5 тыс. тонн в месяц. Приходится покупать топливо вот этими бочками (при этом каким-то образом насобирать «танкерный» объем) и переваливать через нефтебазу для последующей погрузки на танкер. Стоит отметить, что нефтебаза порта Находка принадлежит «Роснефти», которая, как рассказали в Партнерстве, достаточно часто отказывает в перевалке, не заключая договора. Иногда недостающие объемы с КНПЗ перекрываются ресурсами с Ачинского или Ангарского заводов. «Но даже если стоимость нефтепродуктов на Ангарском НХК, Ачинском и Комсомольском НПЗ примерно одинаковая, то с учетом логистики (ЖД, перевалка), конечная стоимость товара просто не позволяет вписаться в рынок, – объясняет г-н Добженецкий. – В декабре прошлого года операторы региона в своем большинстве работали в убыток. Сейчас маржа составляет порядка 4-5%».
Владимир Чирсков, генеральный директор ООО «Комплект-сервис» (Приморский край) в разговоре с «Современной АЗС» также говорил о присутствии манипуляций на оптовом рынке нефтепродуктов со стороны ВИНК: «Особенно это заметно, если сравнивать продаваемые объемы топлив: два НПЗ «Роснефти» – Ангарский и Ачинский – суммарно продают бензинов меньше, чем один Омский завод «Газпром нефти». В Дальневосточном же округе объемы продаж нефтепродуктов с КНПЗ в сутки совсем мизерные и порой не покрывают потребностей даже нескольких участников региона, не говоря уже обо всех операторах».
Юрий Чубко, директор ООО «УссурНефтеПродукт», отметил, что приобрести ресурсы в необходимых объемах с КНПЗ и ХНПЗ в 2017 году было абсолютно невозможно, а с АНХК – ограниченно. «Причем приобретение с последнего завода не всегда экономически целесообразно из-за постоянного демпинга в рознице АЗС ВИНКов», – сетует г-н Чубко.
Михаил Громов, владелец АЗС во Владивостоке, отмечает определенную тенденцию: «Я закупаю ресурс, преимущественно, у «Роснефти» и ННК. И каждый год повторяется одна и та же ситуация, когда вышеуказанные компании обеспечивают нефтепродуктами, в основном, только свои АЗС, остальным же участникам рынка ресурс недоступен. Сокращение объемов обычно происходит с весны по осень – в самый горячий сезон».
Александр Якунин, собственник АЗС в Приморском крае, в разговоре с «Современной АЗС» рассказал, что розничной реализацией нефтепродуктов на топливном рынке ДФО он занимается с 2000 года. «Бизнес строил самостоятельно. Первая АЗС была построена на государственной трассе Хабаровск-Владивосток, работа на которой дала возможность дальнейшего развития и строительства других АЗС», – рассказывает собеседник. В начале деятельности основными поставщиками нефтепродуктов (2000-2010 гг.) были «НК-Альянс» и «Роснефть». «Стоимость одного литра любого нефтепродукта составляла от 9 до 11 руб., наценка на литр составляла 5-6 руб. Доходность давала возможность развиваться, делать реконструкции АЗС, улучшать обслуживание клиентов, работать на перспективу, выкупать объемы бензина и дизеля. Всё было стабильно, – вспоминает г-н Якунин. – Но уже с 2014 года цены на нефтепродукты стали расти, и приобретать ресурсы стало все труднее и труднее. Цена топлива мелким оптом с баз «Альянса» и «Роснефти» порой была выше, чем розничная цена на их же АЗС. А с июня 2017 года цены начали расти настолько стремительно (в т. ч. и на бирже), что покупать ресурс на бирже стало невыгодно, но и брать у «Роснефти» или ННК также нет смысла: с наценкой даже в 1,5 руб. топливо получается дороже, чем на АЗС ВИНКов. А по дизельному топливу вообще сложилась парадоксальная ситуация, когда на сетевых АЗС оно продается по 43-44 руб./л, а в опте его предлагают по 45-47 руб./л, да и то мы не можем взять его даже по такой цене, его просто нет. За второе полугодие 2017 года мы потерпели колоссальные убытки».

Комментарий представителя ПАО «НК «Роснефть» на запрос «Современной АЗС» относительно ситуации на топливном рынке ДФО:
«“Роснефть”, как ответственный участник биржевых торгов, продает большие объемы автобензинов, которые существенно превышают биржевые нормативы. Также Компания планирует наращивать объемы производства топлива и поставки его на внутренний рынок России, в том числе и через биржевые торги».

Биржевая «роботизация»
Участники розничного рынка ДФО отдельной темой выносят проблему объемов ресурса и ценообразования на биржевых торгах. К примеру, как рассказал Владимир Чирсков, есть мнение, что цены на реализуемые ВИНК нефтепродукты на бирже разгоняются с участием так называемых «роботов», когда применяются манипуляции на колебаниях предлагаемых объемов. Допустим, в течение недели с НПЗ предлагается минимальный объем нефтепродуктов на бирже, его стоимость за этот период разгоняется «роботами» до максимума, после чего в короткий срок выставляется крупная партия топлива, которую, естественно, предлагают купить уже по разогнанным ценам. Как только эта партия реализована, предложение снова сводится к минимуму, и все идет опять по кругу. Борис Добженецкий подтверждает: «Да, действительно, есть мнение, и оно не безосновательное, что стоимость продукта на бирже разгоняется «роботами». Эта проблема уже не единожды была озвучена трейдерами, но до сих пор каких-либо комментариев по этому поводу не получено».


Операторы отмечают, в свое время альтернативой КНПЗ был Хабаровский завод, который также присутствовал на бирже. Но после перехода ХНПЗ к ННК, завод был освобожден от участия в биржевых торгах. На сегодняшний день ННК резервирует нефтепродукты с Хабаровского завода в основном для собственных сбытовых структур. Эти объемы в дальнейшем продаются независимым участникам рынка ДФО посредством сбытовых подразделений «ННК-Приморнефтепродукт» и «ННК-Хабаровскнефтепродукт» с нефтебаз, формируя индекс поставки «Хабаровск». «На сколько нам известно, этот индекс рассчитывается исходя из биржевого плюс спрос по Хабаровску, т.е. стоимость тонны получается существенно выше биржевых цен, – рассказывает г-н Чирсков. – Это не совсем правильно, поскольку ХНПЗ на бирже не присутствует, и в расчете стоимости нефтепродуктов должен применяться метод издержек и затрат. При этом нет возможности заключить прямой договор транзитной оптовой поставки с головной компанией. А гарантировать наличие и получение товара, как показал 2017 год, даже по предоплате и заранее оформленной заявке с нефтебазы ННК в регионе никто не может».
Михаил Громов подытожил, что покупать нефтепродукты через биржу на сегодняшний день для операторов ДФО невыгодно: «ВИНКи биржевую цену корректируют и «подгоняют» к существующей на региональном рынке».

Один за всех
Конечно, продукт можно купить не обязательно на бирже – есть т.н. внебиржевые сделки. Та же «Роснефть» предлагает топливо с нефтебаз своих сбытовых компаний, а также посредством заключения прямого договора оптовой поставки транзитом с головным офисом компании. Однако, к примеру, в компании «Комплект-сервис» рассказали, что в заключении такого договора могут и отказать: «Нам, например, отказали без указания причин, предложив приобретать нефтепродукты на бирже либо со сбытовой компании в Приморском крае». Но, как отмечают в компании, ни в Приморском крае, ни в соседнем Хабаровском – нефтебаз, принадлежащих «Роснефти», которые могут покрыть потребности региона, нет. «Есть небольшой так называемый склад, который не в состоянии обеспечить независимых и хозяйствующих субъектов необходимым количеством топлива, – отмечает Владимир Чирсков. – Компания в этих регионах в основном хранит нефтепродукты на арендованных базах, объемы поступают туда по заявке владельца, оформленной согласно собственным потребностям. Т.е. по факту весь объем «уходит» в одни руки. При этом арендованные нефтебазы не владеют достаточными мощностями и технологическими возможностями, чтобы своевременно обеспечивать потребности других участников региона. Плюс ко всему, «Роснефть» не может обеспечить гарантию сохранности оригинальных нефтепродуктов, реализуемых с нефтебаз хранения».
Не так давно НК «Роснефть» предложила новый инструмент для продажи на бирже – со своих баз. Но, как отметили в ООО «Комплект-сервис», покупка по такой схеме для дальневосточных операторов оказывается дороже, чем с биржи транзитом.
В «УссурНефтеПродукте» рассказали: «Вне биржевых продаж «РН-Востокнефтепродукт», по сути, монополист оптовых продаж в Приморском крае, периодически ограничивал продажу тех или иных видов нефтепродуктов, а имеющиеся – реализовывались по ценам, близким к розничным, не оставляя маржи для реализации независимым продавцам».
Как отмечает Борис Добженецкий, создавая искусственный дефицит ресурса на рынке региона, ВИНКи способствуют еще более глубокой его монополизации, «убивая» таким образом конкуренцию: «Монополизация рынка ДФО началась с вытеснения независимых сбытовых структур и компаний, которые занимались альтернативной продажей топлива».

Блокада независимых
В партнерстве «Владельцев АЗС Камчатки» объясняют: розничная сеть, принадлежащая ВИНКам, может работать с отрицательной доходностью, так как эти потери компенсируются с доходов, полученных от оптовых продаж, экспорта и логистических операций. Это создает неравные конкурентные условия и приводит к монополизации розничного рынка.
Юрий Чубко подтверждает плачевную ситуацию в регионе: «Уже есть закрытые АЗС и сокращения работников. ВИНКи планомерно губят частный бизнес, особенно в небольших населенных пунктах. В городах пока удается выживать за счет оборота».
В ООО «Комплект-сервис» считают, что неравные условия, в которых приходится работать независимым участникам рынка, создаются искусственно. Ведь для них партии топлива реализуются по биржевым индексам, тогда как собственным сбытам внутри ВИНКов нефтепродукты продаются дешевле. В результате, цены на стелах независимых АЗС выше, чем на станциях ВИНКов. «К примеру, по подсчетам нашей компании, падение наших продаж за год (2017 г. – САЗС.) составило 50%, – рассказывает г-н Чирсков. – Операторам сетей в нашем регионе просто неоткуда взять топливо, тем более по нормальным, неразогнанным ценам. Независимые участники рынка оказались перед выбором: либо находить пути для минимизации убытков, в т. ч. посредством реализации суррогата, либо прекращать свою деятельность».
Александр Якунин подтверждает: «Складывается такое впечатление, что просто хотят задушить малый бизнес. По крайней мере, все к этому идет. Для нас, независимых операторов АЗС, возможность компенсировать убытки полностью отсутствует, что приводит к банкротству и закрытию станций».
Борис Добженецкий отмечает: «Основная проблема высоких цен на Дальнем Востоке – и ее озвучивал сам Президент на прямой линии! – это монополия на рынке одной ВИНК».
По мнению операторов ДФО, Дальневосточный регион умышленно оказался в блокаде. «Влияние на ценообразование весьма очевидно: ограничение продаж, рост цены на бирже, подъем цен у «дочек» по регионам и т.д. и т.п. По моему мнению, эта политика ВИНКов сохранится и далее, цена на бирже и в опте будет расти быстрее розницы, вытесняя «частников» с рынка. Подтверждением этому является реакция государственных органов и чиновников на обращение РТС с просьбой о наведении порядка или упорядочении рынка. Чиновников все устраивает. Мелкий и средний бизнес их не интересует», – резюмирует Юрий Чубко.

Пишите письма
Стоит отметить, что независимые операторы Дальневосточного федерального округа уже не единожды озвучивали свои проблемы различным регуляторным ведомствам и отраслевым организациям. Так, в середине лета прошлого года Некоммерческое партнерство «Владельцев АЗС Камчатки» направило письмо президенту РТС Евгению Аркуше, в котором описало сложившуюся в регионе ситуацию. И, как уже ранее писала «Современная АЗС», Российский топливный союз осенью прошлого года направил обращение на имя Президента РФ, в котором попытался донести крик о помощи операторов, в том числе и дальневосточных. Ответ регуляторов, увы, свелся до банальной статистики.
Также были неоднократные обращения в ФАС, в том числе региональное управление. «К сожалению, все претензии и вопросы, обращаемые к ФАС, остаются без должного внимания: регулятор считает, что на рынке объемов достаточно и проблем никаких нет, – рассказывает г-н Добженецкий. – Мы считаем, что ФАС, в силу каких-то причин, закрывает на сложившуюся ситуацию глаза».
Пока единственным, кто откликнулся на призывы дальневосточников о помощи, остался полномочный представитель Президента РФ по ДФО г-н Трутнев, письмо на имя которого было направлено операторами в ноябре 2017 года. В нем операторы сетуют на создавшуюся в регионе критическую ситуацию дисбаланса оптовых и розничных цен на зимнее ДТ, ценовую стратегию, проводимую ООО «РН-Востокнефтепродукт» и АО «ННК-Приморнефтепродукт», которые, «являясь крупнейшими нефтесбытовыми компаниями и занимающие доминирующее положение на региональном рынке нефтепродуктов, повышают оптовые цены, целенаправленно сдерживают розничные (работая в убыток в розничном звене и перенося центр прибыли в оптовое звено), тем самым ограничивают права независимых операторов в сфере предпринимательской деятельности». И просят «посодействовать развитию чистой конкуренции и цивилизующим преобразованиям рынка оптовой и розничной торговли нефтепродуктов в Приморском крае и на Дальнем Востоке».
Со слов Бориса Добженецкого, г-н Трутнев в ближайшем будущем решил провести собрание независимых дальневосточников в Хабаровске для обсуждения существующих проблем.
В то же время дальневосточные операторы отмечают, что мощностей и объемов нефтепродуктов на КНПЗ и ХНПЗ более чем достаточно, но в открытый доступ они почему-то не предлагаются, а открытый доступ – это биржа. По мнению независимых участников рынка, урегулировать текущую ситуацию в Дальневосточном регионе, помимо прочего, можно с помощью:
• существенного увеличения предлагаемых на бирже объемов нефтепродуктов;
• установления равных условий для всех участников рынка;
• более пристального контроля оптовых цен со стороны ФАС;
• формирования розничной цены для всех участников рынка исходя из биржевых индексов;
• строительства дополнительных НПЗ в регионе.
«А пока, из-за такой ситуации на рынке нефтепродуктов возникла необходимость закрыть все свои АЗС до лучших времен. Но наступят ли они?», – резюмировал итог своей 18-летней деятельности Александр Якунин.

Камчатское УФАС «на проводе»
Стоит отметить, что Камчатское УФАС провело проверку законности и обоснованности повышения цен на бензины и дизельное топливо со стороны АО «ННК-Камчатнефтепродукт», о чем ведомство отчиталось 16 января 2018 года.
Согласно пресс-релизу, в результате проведенной проверки первичных бухгалтерских документов по закупке АО «ННК-Камчатнефтепродукт» нефтепродуктов установлен факт повышения поставщиком отпускных цен на автомобильные бензины и ДТ. При этом в ведомстве добавили: в целом о ситуации на рынке нефтепродуктов в границах Камчатского края необходимо сказать, что с 2017 года увеличилась фискальная нагрузка на производство и реализацию ДТ, а именно, рост величины акцизов составил 28,5% или более 1,2 руб./л. Планируемое снижение фискальной нагрузки в 2017 году, а именно, снижение величины акцизов на автомобильные бензины класса 5 на 36% или более 2 руб./л, не состоялось, и акцизы остались на уровне 2016 года.
Также с 2017 года наблюдается рост средневзвешенных закупочных цен, которые не превышают максимальные значения индикаторов биржевого и внебиржевого рынков. Так, с начала 2017 года рост значений регионального биржевого индекса «Хабаровск» АО «СПбМТСБ» составил:
• на Аи-92 – 6%;
• на Аи-95 – 7,5%;
• на ДТ – 31,6%.
Рост значений регионального внебиржевого индекса «Хабаровск» АО «СПбМТСБ» составил:
• на Аи-92 – 8,7%;
• на Аи-95 – 10%;
• на ДТ – 27,5%.
В то же время рост закупочных цен АО «ННК-Камчатнефтепродукт» составил:
• на Аи-92 – 8,7%;
• на Аи-95 – 8,9%;
• на Аи-98 – 7,4%;
• на Аи-80 – 4,8%;
• на ДТ – 25,9%.
С 2017 года розничные цены, реализуемые через АЗС АО «ННК-Камчатнефтепродукт», выросли:
• на бензины автомобильные – на 1,7 руб./л, или не более 4,2%;
• на ДТ – на 4,5 руб./л, или не более 9,8%.
Таким образом, по мнению Камчатского УФАС, розничные цены на автомобильные бензины и ДТ, установленные с 21.12.2017 г. АО «ННК-Камчатнефтепродукт», не соответствуют условиям, определенным в статье 6 Закона «О защите конкуренции» и необходимым для квалификации этих цен, как монопольно высоких цен товаров.

Согласно данным, взятым с официального сайта НК «Роснефть», «РН-Комсомольский НПЗ» обеспечивает основные поставки нефтепродуктов для дальневосточных регионов. Его мощность составляет 8 млн тонн нефти в год, глубина переработки – около 80%. Продукция завода также востребована на рынках стран АТР. В настоящее время на КНПЗ продолжается строительство комплекса гидрокрекинга. Его ввод в эксплуатацию позволит увеличить глубину переработки и выпуск нефтепродуктов.

Проверкой УФАС установлено, что относительный рост розничных цен АО «ННК-Камчатнефтепродукт» на автомобильные бензины и ДТ наблюдался ниже относительного роста отпускных цен поставщика, то есть АО «ННК-Камчатнефтепродукт» за счет собственных ресурсов сдерживало рост розничных цен на нефтепродукты в границах рынка Камчатского края.
Данные действия АО «ННК-Камчатнефтепродукт» были расценены независимыми владельцами АЗС Камчатского края, как агрессивная политика, направленная на поддержание монопольно низких розничных цен на бензины и ДТ, что не давало независимым владельцам АЗС возможность повышать розничные цены на топливо, реализуемое на указанных АЗС. В связи с этим, в адрес Камчатского УФАС 12.12.2017 г. поступило заявление от НП «Владельцев АЗС Камчатки» о проведении проверки в отношении АО «ННК-Камчатнефтепродукт» на основании нарушения п.1 ч.1 ст.10 Закона «О защите конкуренции» по факту поддержания монопольно низких розничных цен на бензины и ДТ.

Согласно пресс-релизу НК «Роснефть», по итогам 2017 года компания стала лидером по объёмам реализации нефтепродуктов на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже (АО «СПбМТСБ»), одержав победу в номинациях «Лидер продаж в 2017 году в Секции «Нефтепродукты», а также «Лидер продаж на биржевом мелкооптовом рынке нефтепродуктов в 2017 году».
Компания в ходе биржевых торгов реализовала более 7 млн тонн нефтепродуктов, что составляет 41% от объемов биржевых продаж всех компаний-производителей. Объем продаж НК «Роснефть» в 2017 году по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года вырос на 15% или более чем на 1 млн т. При этом в мелкооптовом сегменте продаж было реализовано более 75 тыс. т моторного топлива, что превышает показатели 2016 года на 31,6%.
В настоящее время 19 дочерних обществ Компании осуществляют биржевую мелкооптовую реализацию моторного топлива в 28 регионах Российской Федерации. Лидером в этом сегменте торгов в 2017 году стало сбытовое дочернее общество НК «Роснефть» – АО «Пензанефтепродукт».
Компания является активным участником программы развития мелкооптовых продаж с использованием механизма биржевой торговли.


Однако НП «Владельцев АЗС Камчатки», обжалуя монопольно низкие цены на бензины и дизельное топливо АО «ННК-Камчатнефтепродукт», не предоставило в антимонопольный орган документы, подтверждающие повышение цен на нефтепродукты, отпускаемые независимым АЗС (участникам НП «Владельцев АЗС Камчатки»), сведения в отношении хозяйствующих субъектов, прекративших свою деятельность в результате поддержания монопольно низких розничных цен на нефтепродукты АО «ННК-Камчатнефтепродукт», информацию о причинах, по которым участники НП «Владельцев АЗС Камчатки» вынуждены закупать нефтепродукты у иных поставщиков в связи действиями АО «ННК-Камчатнефтепродукт» по поддержанию монопольно низких цен. В связи с этим, обращение НП «Владельцев АЗС Камчатки» оставлено без рассмотрения.


В региональном УФАС напомнили, что в 2014 году состоялась сделка по покупке 100% акций ОАО «Камчатнефтепродукт» и 100% акций ООО «Солнечный ветер» компанией ВОСТОК ОЙЛ (САЙПРУС) ЛИМИТЕД (Кипр). В свое время ОАО Камчатнефтепродукт» возникло в результате приватизации Камчатского объединения по обеспечению нефтепродуктами «Камчатнефтепродукт», владеющего резервуарами, причалами и прочим имуществом, необходимым для осуществления деятельности по хранению и перевалке нефтепродуктов и оптовой реализации. Согласно представленной АО «ННК-Камчатнефтепродукт» информации о перечне лиц, входящих с ним в одну группу лиц, в соответствии с формой, установленной приказом ФАС России от 20.11.2006 г. №293, в АО ННК 100% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, владеет АО «ННК – Актив». В свою очередь, в АО «ННК – Актив» 100% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, владеет Alliance Oil Company Ltd. При этом данная компания владеет 100% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, в VOSTOK OIL (CYPRUS) LIMITED. В свою очередь, данная компания владеет 92,96% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, АО «ННК-КНП» (По информации Камчатского УФАС).
При этом на территории края отсутствуют НПЗ, и единственным хозяйствующим субъектом, который действует на всех стадиях поставки автомобильных бензинов на территорию Камчатки, является АО «ННК-Камчатнефтепродукт».

У ФАС все хорошо!
Во второй половине января с. г. ФАС России опубликовала разъяснение о причинах роста цен на нефтепродукты. Как отмечает ведомство, действующим законодательством РФ не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты, цены на эти товары формируются на основе рыночного механизма конкуренции. На рост стоимости влияет ряд факторов: динамика мировых цен, рост отраслевых издержек, общие инфляционные процессы в экономике страны. В частности, среди основных причин, влияющих на рост стоимости топлив, ФАС отметила:
• налоги, составляющая которых в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива порядка 65%;
• неоднократное увеличение налоговых ставок акцизов на моторные топлива с 1 января 2018 года и с 1 июля 2018 года;
• предусмотренное увеличение ставок акцизов на моторные топлива на 2019 и 2020 годы;
• увеличение налога на добычу полезных ископаемых на протяжении 2015-2017 гг. (аналогичное повышение произошло и в 2018 году).
Также, по мнению ФАС России, на формирование цен на моторное топливо влияет:
• сезонный спрос на нефтепродукты;
• динамика (рост) налоговой нагрузки;
• динамика (рост) мировых цен;
• рост отраслевых издержек;
• профилактика и плановые ремонты российских НПЗ;
• динамика производства нефтепродуктов нефтяными компаниями;
• условия мелкооптовой отгрузки (реализации) нефтепродуктов нефтяными компаниями в адрес независимых хозяйствующих субъектов, а также наличие/недостаток свободных емкостей с целью накопления запасов (создания резервов).
«Правительство РФ и заинтересованные органы исполнительной власти, в том числе ФАС России, предпринимают действия по обеспечению стабильной ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов. По результатам проводимых проверок и в случае выявления наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства, ФАС России принимает меры антимонопольного реагирования», – говорится в сообщении.

***

Со слов дальневосточных операторов, с началом нового года ситуация с объемами ресурсов была незначительно лучше, чем в 2017 году, но доступность нефтепродуктов для региона все еще очень актуальна. «Цены поднялись критически, особенно на дизтопливо, оптовая стоимость которого у ВИНКов если не дороже розничной, то на уровне точно», – сообщает Михаил Громов.
Борис Добженецкий в разговоре с САЗС добавил, что ситуация имеет определенную временную цикличность, и ожидать сколь-нибудь минимального улучшения на топливном рынке ДФО в будущем не приходится…

По материалам журнала Современная АЗС