Лидер России
Приемная: +7(4234) 26-57-01
+7 (4234) 36-77-55
Диспетчер: +7(4234) 26-41-21
+7(914) 711-32-76
Бухгалтерия: +7(4234) 26-57-20
Бухгалтер-фактуровщик: +7(4234) 23-17-80
Отдел продаж: +7(4234) 26-53-99
E-mail:  [JavaScript должен быть включен]
[JavaScript должен быть включен]
Уссурнефтепродукт-Личный кабинет

Топливная удавка от монополистов. Почему бензин и дизельное топливо в России стоят 75 центов? (отзыв на статью «Топливный рынок на пути к очищению»)

Версия для печати...


Закрытие АЗС в Тернее вызвало бурную реакцию в обществе. Ситуацию обсуждали как в социальных сетях, так и в прессе. Что в действительности послужило причиной ухода независимых операторов из Тернейского района, мы предлагаем, узнать читателю из материала данной статьи.

Уважаемое краевое издание опубликовало большой материал, посвященный «социальной ответственности» АО «ННК-Приморнсфтепродукт» и ухода с рынка независимых АЗС. В материале был приведен пресс-релиз, в котором объясняются причины закрытия АЗС в Тернее, которая является собственностью ННК, но была в аренде у независимого нефтетрейдера. Часть его приведем и мы:

«Мы давно говорили о проблемах в системе обеспечения населения региона топливом начиная от системы ценообразования, заканчивая его Дефицитом.
В результате завершения «налогового маневра» (изменения налогового законодательства в области нефтепереработки), экономическая ситуация в сегменте нефтепереработки существенно ухудшилась. Это особенно затронуло Дальневосточный федеральный округ, где расположен ключевой актив Группы компаний ННК и сеть ОДНОИЛ№ННЫХ заправок, не получивший региональный коэффициент.
Для большинства независимых АЗС сложилась критическая ситуация, единственным выходом из которой стало их закрытие по причине отсутствия прибыли».

Зададимся вопросом «Почему ННК три года назад отдала свою заправку в аренду независимому оператору? Почему не захотела обслуживать население отдаленного Тернейского района сама? Ответ простой, Слишком большие издержки (затраты на доставку топлива бензовозами, содержание АЗС, зарплата персоналу) и очень маленькую прибыль (или полное ее отсутствие) из-за мизерных продаж, приносит АЗС, расположенная в отдаленном районе. Вот и отдали АЗС в аренду независимому оператору, заведомо зная, что такая АЗС прибыли не приносит.

«Социальную ответственность» группы компаний ННК мы могли наблюдать в апреле-мае 2018 года, когда компания стала локомотивом роста цен на моторное топливо. Сомнительным социальным поведением выглядит и сентябрьское снижение цен на все виды топлива на 50 копеек (после проигранных «Единой Россией» первых туров выборов губернатора в Хабаровском и Приморском краях), якобы в целях поддержки сельхозпроизводителей. После проигранного второго тура, цены вернулись к прежнему уровню.

15 октября появилась информация в СМИ о том, что 13 сотрудников «ННК Хабаровскнефтеродукт» попались на недоливе и краже топлива. Преступники действовали профессионально, использовали вредоносную компьютерную программу и специальные датчики, с помощью которых осуществлялся и контролировался недолив. Правоохранительными органами изъято более 10 миллионов рублей и иностранная валюта, оборудование, а также схемы и отчеты (сотрудники АЗС «ННК- Хабаровскнефтепродукт» вели их весьма тщательно). Возбуждено уголовное дело. Такое масштабное хищение невозможно организовать и осуществлять без руководства компании, поскольку компьютерная программа централизована и отражает количество выбитых чеков и товарных остатков на АЗС. Думаем, что про «социальное поведение» группы компаний ННК сказано достаточно.

Ключевую же проблему, которая была затронута в пресс-релизе уважаемая редакция обошла стороной. Какова реальная рыночная цепа моторного топлива и в чем истинная причина банкротства и ухода с рынка (из п. Пластун, с. Милоградово, п. Терней) независимых нефтетрсйдеров? Это — дисбаланс ОПТОВЫХ и розничных цен — ситуация, когда оптовые цены на моторное топливо установились выше (!) розничных. Эту существенную проблему на протяжении СЕМИ (!!!) лет независимые нефтетрейдеры непрерывно поднимают и озвучивают государственным регуляторам: Министерству Энергетики РФ, Федеральной Антимонопольной Службе, Росстандарту.

Тарифно-финансовая политика государства такова, что продавать на экспорт нефть выгоднее, чем перерабатывать для внутреннего рынка. В связи с чем, внутренний рынок испытывает хронический недостаток в предложениях моторного топлива от нефтеперерабатывающих заводов нефтяных компаний. Чем меньше предложений товара на рынке (бирже), тем выше на него цена. Нефтяные компании продают своим же заводам нефть для переработки по мировым ценам (в долларах за баррель). С ослаблением рубля и ростом доллара, растет и цена произведенного моторного топлива. Правительство РФ корректирует поведение нефтяных компаний разными способами: директивно фиксирует цены, дает поручения увеличить объем реализации через биржу, снижает акцизы на моторное топливо. Данные меры даиОТ положительные результаты, но только в центральной части России (рост предложений топлива составил до 300 0/0).

В ДВФО хозяйствуют две вертикально интегрированный компании — одна частная АО «Нефтегазхолдинг» в Приморье известная как АО ННК Приморнефтепродукт, владеет Хабаровским НПЗ (построен в 1935 году), куплена в 2014 году бывшим руководителем Роснефти Э. Худайнатовым у НК «Альянс» (за З года с 2010 по 2013, работая руководителем Роснефти Э. Худайнатов, заработал на покупку в собственность нефтеперерабатывающего завода и розничной сети АЗС в Приморском, Хабаровском крае, Амурской области и на Камчатке); вторая с государственным участием — ПАО «РН Роснефть», владеет Комсомольским НПЗ (построен в 1942 году). Эти компании по непонятным причинам игнорируют поручения правительства об увеличении объемов реализации моторного топлива через биржу. На торгах участвует только Комсомольский НПЗ с предложением 2-4 тысячи тонн (при месячном объеме производства 210 тысяч тонн, то есть выставляется всего 2 0/0). Хабаровский НПЗ в биржевых торгах моторным топливом не участвует. Демонстрируя «социальное поведение» одновременно (!) в период посевной (!!), с апреля по июнь, компании останавливают на профилактический ремонт Хабаровский и Комсомольский нефтеперерабатывающие заводы, которые на 100 0/0 обеспечивают рынок нефтепродуктов ДВФО. ННК и Роснефть так же славятся сезонным сдерживанием продаж дизельного топлива, создавая хронический дефицит на оптовом рынке.

Розничная сеть компаний монополистов получает моторное топливо для своих АЗС в обход биржи, по внебиржевым и адресным сделкам. Нефтяная компания сама нефть добывает, сама перерабатывает, сама у себя для своей розничной сети и покупает по внутренним расценкам. Приморское УФАС на ситуацию не реагирует. То ли силы воли у него не хватает, то ли полномочий. Но попыток обуздать поведение ВИНК, нарушающее антимонопольное законодательство, управление федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю не предпринимает.

Независимый нефтетрейдер, чтобы ПОЛУЧИТЬ розничную цену, должен к оптовой цене, которая формируется на бирже, прибавить железнодорожный тариф (от НПЗ до станции получателя) и наценку, в которой заложены затраты на содержание АЗС, зарплату, налоги и предполагаемую прибыль. Вертикально интегрированным нефтяным компаниям затраты на железнодорожный тариф частично возмещает РЖД (так называемый «реверсный тариф»). При этом монополисты жалуются, что они, выполняя поручения президента, вынуждены сдерживать розничные цены, терпят из-за этого убытки, просят у Правительства РФ их возместить, и получают из бюджета демпфирующие выплаты, которые исчесляются триллионами рублей. В это время Э. Худайнатов в интервью РБК сообщает, что «Хабаровский НПЗ — это курица, которая несет золотые яйца» !!!

Дисбаланс оптовых и розничных цен искусственно создается нефтяными монополистами, поэтому независимым нефтетрейдерам поручение правительства о сдерживании розничных цен выполнить практически невозможно. Розничные цены на АЗС нефтяных монополий директивно сдерживаются, а оптовая цена на бирже постоянно растет. Даже с учетом минимальной наценки (1,5-2 рубля) цены на независимых АЗС будут на З —5 рублей выше розничных цен на АЗС монополистов. Оптовая цена на дизельное топливо зимнее на станции Владивосток с момента начала продаж на бирже, с 03.09. по 03.10. (30дней), на Комсомольском НПЗ выросла на 15,4 0/0 (на 8 654 рублей за тонну) с 55 480 руб./т до 64 134 руб./т. В перерасчет на один литр розничная цена дизельного топлива зимнего у независимых АЗС составит без торговой наценки 53 рубля, с минимальной наценкой 56 рублей против 44 рублей у вертикально интегрированных компаний. АИ-95 — 48,10 рублей, против 42,40 рублей за 1 литр у ВИНЮ, АИ-92 — 47,50, против 41,45 рублей за литр у ВИНКО

Следствием сложившейся ситуации стала продажа на АЗС региона суррогатного топлива. Некоторые независимые нефтетрейдеры, для сохранения соизмеримого с АЗС ВИНК уровня цен подмешивают иные продукты нефтепереработки (бензин прямогонный, бензин газовый стабильный, дистилляты газового конденсата). Группа компаний ННК без ограничений обеспечивала всех желающих продуктом не соответствующими техническому регламенту – топливом судовым маловязким (ТСМ), которое недобросовестные продавцы, выдавали за дизельное топливо, пока усилиям и требованиям независимых нефтетрейдеров Правительство РФ не ввело повышенный акциз на продажу данного продукта нефтепереработки. Свежа еще память и о качестве бензина, продаваемого на АЗС НК Роснефть зимой прошлого года, когда многие автолюбители, заправившиеся им, поменяли двигатели на своих автомобилях. Государственный регулятор Росстандарт, призванный контролировать качество, штрафовать и прекращать хозяйственную деятельность злостных нарушителей закона, бездействует.

Добросовестные нефтетрейдеры, торгующие исключительно качественным, сертифицированным топливом, вынуждены устанавливать цены выше, чем на АЗС нефтяных компаний, терпеть возмущение клиентов, терять объемы реализации, нести убытки, и задумываться о банкротстве. А честная конкуренция остается несбыточной мечтой.

В ведущих странах Запада, в странах с не сырьевой экономикой, коммерция считается основой процветания, Только сумасшедшему там может прийти в голову мысль положить на лопатки независимый сектор экономики, который ничего не просит у государства, сам себя кормит, еще и налоги платит. На Западе государственные регуляторы (СПС), (ESMA) «чтобы положить конец оскорбительным СПСКУЛЯЦИЯМ на товарных рынках», ограничивают ПОЗИЦИИ и внебиржевые сделки монополистов. Но это на Западе… а на российском Дальнем Востоке полулегальные схемы, некачественное топливо и недоливы, в которых безапелляционно обвиняют только независимые АЗС, это всего лишь отражение политики и поведения без стеснений демонстрируемое нефтяными компаниями монополистами — Роснефтью и Нефтегазхолдингом.


Иван Правдин