Лидер России
Приемная: +7(4234) 26-57-01
+7 (4234) 36-77-55
Диспетчер: +7(4234) 26-41-21
Бухгалтерия: +7(4234) 26-57-20
Бухгалтер-фактуровщик: +7(4234) 23-17-80
Отдел продаж: +7(4234) 26-53-99
E-mail:  [JavaScript должен быть включен]
[JavaScript должен быть включен]
Уссурнефтепродукт-Личный кабинет

Бензину назначено подешеветь

Версия для печати...


Сложная ситуация с объемами поставок на топливном рынке Дальнего Востока пока стабилизировалась

Стоимость автомобильного бензина в ДФО – одна из острых тем для большого региона, в некоторые уголки которого действительного можно только самолетом долететь. Каким образом формируются цены на автомобильный бензин для дальневосточников, и насколько здесь корректировка демпфера оказалась эффективна, в материале канала “Босфор Восточный”.

Львиная доля топливного рынка на Дальнем Востоке за вертикального интегрированными компаниями (ВИНК). Фактически исполняя социальную миссию, топливом Дальний Восток обеспечивает Роснефть и ННК. На 11 субъектов ДФО приходится лишь 2 нефтеперерабатывающих завода – Хабаровский НПЗ ННК и Комсомольский НПЗ Роснефти. На долю последнего приходится 60% нефтеперерабатывающей отрасли Дальнего Востока. В планах строительство в Приморье Восточного нефтехимического комплекса.

Однако независимые розничные сети заправок также представляют собой топливную матрицу, за счет которой бензин становится доступным в каждом из населенных пунктов Тихоокеанской России.

Цены кусаются

Последний год из-за корректировки курса доллара, бюджетного правила, налогового маневра и действия демпферного механизма произошла значительная встряска рынка. Зимой нынешнего года в ДФО непростая ситуация усугубилась возникшим дефицитом топлива за счет аварии на Хабаровском НПЗ. Оптовая стоимость бензина на бирже для независимых заправок стала высокой. По оценке экспертов, поставки с некоторых НПЗ на Дальний Восток подорожали на 20–30%.

Приходится работать в убыток или вовсе уходить из бизнеса. По информации канала “Босфор Восточный”, за этот период в Приморье прекратили свое существование 32 АЗС и две нефтебазы. В Хабаровском крае фактически нет частного розничного бизнеса в области нефтепродуктообеспечения. В такой ситуации инвестиций также сложно ожидать.

Итак, цены на бензин и дизельное топливо варьировались по субъектам ДФО значительно. Если в ноябре 2020 года в Улан- Удэ цена АИ 92 была 43,84 руб. за литр, то в середине мая нынешнего года ее стоимость достигла 45,32 руб. В Анадыре этот показатель оказался неизменным – 60 руб. за литр. Стоимость АИ-92 не остается стабильной даже в Хабаровском крае, где работают два НПЗ, рост литра бензина от 45,31 руб. в ноябре прошлого года, до 46,60 руб. в мае нынешнего.

В целом бензин марки АИ- 92 на Дальнем Востоке подорожал с 46,38 руб. за литр до 48,21 руб., АИ- 95 с 45,97 руб. до 50, 88 руб. Стоимость дизельного топлива на заправках ДФО в ноябре 2020 года дала старт с 52,90 руб., и к маю 20201 года финишировала на отметке 54,68 руб. за один литр.

По данным Госкомстата, в середине марта 2021 года самый дорогой литр автомобильного бензина можно было приобрести в Якутске за 56,97 руб. Лидерами антирейтинга по взлету цен на автомобильный бензин стал Южно-Сахалинск (+3,14 руб. за полгода), Магадан (+2,65 руб.) и Благовещенск (+2,36 руб.).

По оценке вице-президента Независимого топливного союза Дмитрия Гусева, в этом году 2% к цене автомобильного топлива прибавили выросшие акцизы, стоит ожидать и предполагаемую инфляцию в 7%. Но в целом процентный рост на бензин в стране и на Дальнем Востоке будет соразмерным, но не благодаря рыночным инструментам, а благодаря противоречащему закону рынка ручному регулированию розничных цен.

Дальний Восток работает без скидок

Определяющим фактором роста, а точнее высокой планки цен, на Дальнем Востоке является транспортная составляющая.

Осенью прошлого года РЖД обещали компенсацию за доставку, с таким предложением в правительство обратилось Минэнерго. Но пока эти меры не приняты, топливо по-прежнему везут на Дальний Восток по вполне рыночным основаниям, без скидок для розничных компаний – независимых заправщиков, а значит для обычных граждан бензин остается дорог. Ситуация на Дальнем Востоке и правда не однородная, если в Амурскую область еще доходит топливо с Ачинска и Ангарска, а иногда и Омска, то Приморский край ориентируется только на Хабаровский край. Например, доставка тонны топлива из Ангарска прибавит к общей стоимости тонны 8,3 тыс. руб. до станции Уссурийск.

Наиболее сложно развивается ситуация в Магаданской области и Камчатском крае и на Чукотке, транспортное плечо в эти субъекты федерации наиболее затратное, способ доставки – танкерный флот. Так, на Камчатке независимые заправочные станции составляют 60% от общего количества, расположенных АЗС на полуострове. Однако большую часть потребности в автомобильном бензине обеспечивает ННК. Суда снабжает дизелем топливная компания “Брамс”, имеющая в регионе также сеть автозапровок, серьезная доля за ГК “Морской траст” – одним из крупных инвесторов Дальнего Востока в ТОСЭР.

С точки зрения Дмитрия Гусева, лишь комплексная реформа рынка и “отвязка” от субсидирования внутренних цен в стране позволит улучшить ситуацию. Для ДФО критическим является принятие решения о субсидировании железнодорожного тарифа для перевозок нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов (СУГ).

Но широкое распространение газомоторного топлива – только перспектива. Хотя губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко в августе прошлого года заявил, что хочет избавить регион от бензина и дизельного топлива. По его словам, вся область перейдет на электрокары и газомоторное топливо.

Однако похожий опыт Камчатки оказался не таким удачным. В 2010 году компания “Газпром” начала поставлять в регион газ с западных месторождений полуострова. Часть объектов генерации была переведена с мазута на газ. Однако исходные оценки запасов не оправдались. Сегодня добыча газа составляет приблизительно 340 млн куб. м, что обеспечивает потребность региона примерно на 70%. Тем временем, электростанции Камчатского края вынуждены возвращаться к закупке более дорогостоящего и менее экологичного мазута.

Бензин притормозили

Стоимость топлива в России и на Дальнем Востоке все же может стать справедливой. После многочисленных обсуждений и обращений губернаторов ДФО в центр с 1 мая начала действовать новая формула расчета цен на бензин. Правительство России приняло решение об изменении механизма демпфера. Ожидается, что индикативная цена бензина будет снижена на четыре тысячи рублей по сравнению с действующей ставкой до конца 2021 года.

Кроме того, кабмин обязал нефтяников продавать топливо независимым АЗС по рыночным ценам, на биржевых торгах. Такой подход должен предотвратить резкие скачки стоимости бензина и дизеля и снизить монопольное ценообразование. Все игроки рынка на Дальнем Востоке с нетерпением ожидают когда же этот механизм начнет действовать, в середине мая 2021 года были в ходу прежние условия.

По словам генерального директора ООО “Уссурнефтепродукт” Юрия ЧУБКО, благодаря мерам, принятым правительством, а также верной бизнес-стратегией поставщиков топлива, дефицита на дальневосточном рынке нефтепродуктов сегодня нет. Производственных мощностей двух заводов – Хабаровского НПЗ и Комсомольского НПЗ, а также предприятия, расположенного в п. Ванино, достаточно для обеспечения региона. Проблема дефицита может возникать только из-за форс-мажорных обстоятельств, которые должны нивелироваться накоплением запасов на заводских мощностях и на нефтебазах в регионах, которые и предназначены для того, чтобы бесперебойно (имея, как минимум, 30-дневный запас топлива) обеспечивать потребителей нефтепродуктами.

Наличие таких запасов у ВИНК-ов регламентировано внутренними нормативами и рекомендациями Минэнерго России. Наличие запасов на частных нефтебазах обусловлено только состоянием ценовой конъюнктуры рынка и обязательствами предприятий перед своими контрагентами.

В Амурском топливном союзе надеются, что ситуации с дефицитом топлива на Дальнем Востоке стабилизируется благодаря решениям, которые приняты на уровне Правительства РФ. И справедливая цена на бензин будет подчинена новому алгоритму, действующему с 1 мая текущего года.

“На сегодняшний день бензин есть на всех автозаправках. Другой вопрос, кто-то из представителей может работать по установленным ценам, кто-то уходит с рынка. Сегодня наша компания сделала ставку на качественное брендовое топливо, если покупатель сочтет нужным его приобрести, мы готовы предоставить такие услуги”, – говорит гендиректор компании, объединяющей сеть заправок BENZO Игорь Лапчук.

По мнению экспертов, для нормализации дальневосточного топливного рынка нужна конкуренция в крупнооптовых поставках, которая достижима снижением стоимости доставки в регион нефтепродуктов от других производителей. Необходимо упразднить соглашение о консолидированной группе налогоплательщиков, оно позволяет ВИНК-ам в рознице работать в убыток и, наконец, заставить регуляторов в лице ФАС России на деле контролировать исполнение Закона о защите конкуренции. Иначе монополисты полностью вытеснят частный бизнес из этой отрасли.


По материалам телеграм-канала Босфор Восточный