Лидер России
Приемная: +7(4234) 26-57-01
+7 (4234) 36-77-55
Диспетчер: +7(4234) 26-41-21
+7(914) 711-32-76
Бухгалтерия: +7(4234) 26-57-20
Бухгалтер-фактуровщик: +7(4234) 23-17-80
Отдел продаж: +7(4234) 26-53-99
E-mail:  [JavaScript должен быть включен]
[JavaScript должен быть включен]
Уссурнефтепродукт-Личный кабинет

Почему растут цены на нефтепродукты?

Версия для печати...


Почему растут цены на нефтепродукты

Все жители России, а, в особенности, жители Дальневосточного региона страдают от постоянного роста цен на нефтепродукты. Удивительно то, что мы, в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей стране, имеем цены на нефтепродукты мирового уровня, и это, мягко говоря, не способствует конкурентоспособности экономики страны на мировом рынке и ухудшает её состояние внутри страны.
Почему в США цены на бензин падают вместе с нефтяными котировками, а в нашей стране топливо дешевеет в разы медленнее, и далеко не пропорционально, а затем цена на него возрастает в разы быстрее?
Самое простое объяснение – монополисты обнаглели. В России львиную долю рынка контролируют пять вертикально-интегрированных компаний, на независимых заводах перерабатывается лишь 15% нефти. Но в США ситуация похожая: всем заправляют пять нефтяных корпораций. Может, они умеют приструнить своих монополистов, а мы нет?
Принципиальная разница в регулировании топливного рынка в России и США лежит не в антимонопольной сфере, а в налоговой. В США доля налогов в цене бензина едва доходит до 20%, а у нас превышает 60%. Экспортная пошлина на нефть у нас не просто привязана к цене, но и устроена так, что чем выше заработок нефтяников, тем больше забирает государство.
К мировой цене на нефть привязан и налог на её добычу (НДПИ). Причем облагается всё сырьё, а не только то, что идёт на экспорт.
В конце прошлого года правительство втрое снизило экспортные пошлины на нефть, отменило НДПИ с новых месторождений, не говоря уже об эффекте девальвации рубля, который даёт нефтяникам большие преимущества. Однако они в ответ подняли цены на бензин на 30-60%, а причина в том, что внутренние цены определяются по принципу экспортной альтернативы. Если снизить экспортные пошлины, то цена на внутреннем рынке вырастет, ведь выросла и привлекательность продажи на экспорт. Эффект девальвации тоже повышает рублёвую привлекательность за рубеж и способствует повышению внутренних цен. Иными словами, цены повышаются не вопреки, а благодаря всему этому.
К тому же, цены на бензин в нашей стране никогда не были полностью свободными. Речь не только о влиянии криминального сектора и низкой конкуренции. Возможно, между нефтяниками и правительством существуют неформальные договорённости, в начале года, сдерживавшие топливные цены. Кризис мог нарушить этот договор. Громкие антимонопольные дела тому доказательство, которые, кстати сказать, не дают пока результатов.
К сожалению, не понятны причины поведения правительства, которое обязано было включить все рычаги, в том числе, при необходимости, законодательные, для того, чтобы обеспечить максимально низкие цены на нефтепродукты на внутреннем рынке. Особенно, это касается топочного мазута и дизельного топлива, ведь это нефтепродукты, которые лежат в основе экономики, ЖКХ, транспортной инфраструктуры, всей промышленности. И очевидно, что контролировать (а не регулировать) и создавать правила, при которых производители не будут в убытке, а потребители не в накладе – вот задача правительства. У нас же, к сожалению, функции правительства сводятся лишь к тому, чтобы, отнимать и делить, вместо того, чтобы прибавлять и умножать.
Мне могут возразить некоторые чиновники и представители ВИНКов (Вертикально Интегрированные Нефтяные Компании), дескать, рынок у нас есть, ведь существует целых две биржи по торговле нефтепродуктами. Но любой трейдер и мелкооптовик скажет, что биржа в нынешнем её виде – это профанация, создание видимости рынка и конкуренции. На торги выставляются очень маленькие объёмы нефтепродуктов по максимально высоким ценам, торги могут идти только на повышение. Таким образом, ВИНКИ только лишь проводят мониторинг, а затем предлагают покупать продукт у своих сбытовых организаций. Вот и весь «рынок».
О том, что страна поделена между ВИНКами по регионам сказано немало, но и здесь наше руководство этого не замечает. Попытка «Юкоса» создать реальную конкуренцию на Дальнем Востоке, известно, чем закончилась.
Все разговоры о развитии малого и среднего предпринимательства только и остаются таковыми, и тонут под давлением монополий, чиновников и множеством расплодившихся надзоров, которые и работать (в прямом смысле этого слова) не могут из-за отсутствия в их многочисленной когорте профессионалов.
В стране нужны системные изменения рынка, но, к сожалению, мы с Вами ничего не сможем сделать в этом направлении, нужна добрая воля руководства страны, реальные шаги в этом направлении, а их пока нет, и в ближайшем обозримом будущем пока не предвидится.