Лидер России
Приемная: +7(4234) 26-57-01
+7 (4234) 36-77-55
Диспетчер: +7(4234) 26-41-21
+7(914) 711-32-76
Бухгалтерия: +7(4234) 26-57-20
Бухгалтер-фактуровщик: +7(4234) 23-17-80
Отдел продаж: +7(4234) 26-53-99
E-mail:  [JavaScript должен быть включен]
[JavaScript должен быть включен]
Уссурнефтепродукт-Личный кабинет

Бензин на распутье: эксперты прогнозируют 50 рублей за литр

Версия для печати...


Спасет ли демпфер цены на топливо

За последние 20 лет стоимость бензина в России выросла почти в 7 раз. Мало кто помнит, что до кризиса 1998 года литр АИ-95 обходился покупателю всего в 6,6 рубля, а сейчас за него требуют более 45,7 рубля. Статистика кошмарная, но сказать, что бензин в России дорожает быстрее других товаров и услуг, нельзя — литр молока за то же время стал стоить почти в 15 раз дороже.

Как утверждают чиновники, они нашли средство от бесконтрольного роста топливных цен. «Волшебной таблеткой» послужит демпферный механизм, предусматривающий выплату нефтяникам компенсации в обмен на заморозку тарифов на АЗС. Эксперты сомневаются, что подобный формат взаимоотношений государства с производителями горючего станет долгосрочной гарантией стабильности цен, и делают ставки на то, когда литр бензина в России подорожает до 50 рублей.

Стоимость горючего является одной из самых взрывоопасных социальных тем в нашей стране и интересует практически всех россиян. Даже тех, кто не обладает личным автотранспортом. Затраты на перевозку зачастую занимают львиную долю в себестоимости изделия, поэтому резкий рост трансферта в цене моментально отражается на розничной стоимости большинства потребительских товаров.

Не зря после скачка тарифов на бензин в апреле-мае 2018 года в ситуацию с ценообразованием на топливном рынке пришлось вмешаться президенту Владимиру Путину. Глава государства потребовал разработать эффективный метод регулирования стоимости нефтепродуктов и окончательно отказаться от ручного механизма контроля над отраслью. Правительству необходимо было одновременно достичь две цели: не допустить роста цен на внутреннем рынке и восполнить упущенную прибыль нефтяников, которую те могли бы получить за счет увеличения поставок за рубеж при росте мировых цен на энергоресурсы.

Последнее условие производители ставят каждый раз, когда им приходится по доброй воле расставаться с потенциальными доходами. В целом чиновникам предстояло подсчитать, какую сумму посулить нефтяникам за сохранение стабильности розничных цен.

На решение этой задачи потребовалось около года. Результатом работы стал закон о применении демпферного механизма, который должен удовлетворить интересы как населения, так и производителей. После указа главы государства этот документ должен превратиться в икону топливного рынка страны. Осталось понять лишь одно: действительно ли демпфер обладает всеми теми качествами, о которых говорят представители правительства, или это очередной дубль ручного управления, только в слегка ретушированном виде.

А был ли демпфер?

Демпферный механизм, за счет которого чиновники собираются перейти с ручного на рыночный способ управления топливным рынком, представляет собой ряд поправок в Налоговый кодекс. Наибольший интерес вызывают те, что касаются субсидий, которые государство обещает выплатить перерабатывающим заводам, другими словами, добывающим гигантам, в состав которых входят большинство НПЗ, в обмен на «заморозку» розничных цен.

Рассчитывать компенсацию будут по специальной формуле. Сначала определяется константа — средняя оптовая цена на бензин и дизельное топливо в России в определенный период времени. В нашем случае, это 51 тыс. рублей за тонну бензина и 46 тыс. рублей за тонну дизеля. Если экспортные цены на нефтепродукты на 10% превышают назначенный тариф, то нефтяники могут рассчитывать на компенсацию от государства.

Изначально размер компенсации установили на уровне в 60% от разницы между внутренней стоимостью бензина и той, по которой аналогичные объемы можно было бы реализовать на зарубежном рынке. Новые условия вступали в силу с 1 июля. Однако незадолго до этого стало известно о дополнительных поправках, касающихся размера субсидий. Ряд депутатов предложил увеличить их размер до 75%. Хотя сомнений в том, что в итоге эти поправки будут приняты, практически не возникало, предполагалось, что с их критикой выступит Минфин, крайне неохотно тратящий бюджетные средства на различные компенсации. Однако ведомство Антона Силуанова не стало чинить препятствий, и Госдума за несколько дней одобрила законопроект.

Любопытно, что решение депутатов совпало с заявлением Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о том, что большинство НПЗ серьезно отстают от планов производства горючего: бензина за I полугодие было отпущено почти на 680 тыс. тонн, а дизтоплива — на 900 тыс. тонн меньше, чем задумано. По мнению ФАС, провал производственного плана объясняется тем, что нефтяники не выполнили обязательства по модернизации НПЗ. Создается впечатление, что нефтяники намекнули, что не в силах реализовать инвестиционные проекты из-за сдерживания топливных цен, поэтому властям следует поторопиться с одобрением повышенных компенсаций. За проявление «благородства» нефтяникам в рамках демпферного механизма чиновники предполагают выплатить во II полугодии до 20 млрд рублей.

Выпадающие доходы бюджета государство предполагает восполнить за счет надбавки к налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), которая будет действовать в IV квартале этого года. За каждую тонну нефти добытчикам придется дополнительно выплачивать по 150 рублей. Если в октябре-декабре добыча нефти в России, как и в 2018 году, окажется в районе 143 млн тонн, то дополнительные поступления в казну составят те же 20 млрд рублей, которые чиновники собираются отдать производителям бензина в виде компенсации.

Наперегонки с инфляцией

Официальные данные свидетельствует, что в среднем в год каждый российский автолюбитель заправляет своего «железного коня» примерно 330 литрами бензина. В целом кажется, что ежегодные затраты на топливо невысоки — всего 15 тыс. рублей, если заправляться АИ-95. Однако такая статистика не имеет ничего общего с действительностью. По оценке агентства «Автостат», почти половина россиян расходуют на горючее более 4 тыс. рублей в месяц, или около 50 тыс. в год. Многовато, но терпеть можно. Между тем многие жители мегаполисов ежедневно преодолевают на собственном авто расстояние в 40 километров. Их месячные затраты на бензин могут превышать 8 тыс. рублей, а это почти 100 тыс. рублей в год. Фактически — грабеж! При средней зарплате в 47,6 тыс. рублей, а именно столько она составляет в нашей стране, ежегодно за удовольствие прокатиться с ветерком уже приходится отдавать два месячных оклада, а что произойдет, если цены на АСЗ снова будут начнут ставить рекорды?

Как утверждает Путин, до последнего времени властям удавалось держать руку на пульсе конъюнктуры на топливном рынке — с конца 2018 года бензин в среднем подорожал лишь на 1,8%, тогда как инфляция за то же время составила 2,5%. Правда, заслуга такой стабильности принадлежит именно ручному принципу, то есть прямому соглашению с нефтяниками о заморозке топливных цен. Если бы не применение годами наработанной практики, то цены на АЗС могли бы серьезно взлететь. «В краткосрочной перспективе это стало бы шоком для российской экономики и нанесло еще больший урон, чем компенсация нефтяникам», — полагает финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич. Однако действительно ли демпфер станет панацеей, которая наведет порядок на топливном рынке и получится ли за счет него удерживать рост цен на АСЗ?

Бензин в России дорожать будет. Минимум на 4–5%, что останется в рамках инфляции. Возможно, этим не ограничится. По словам Путина, серьезное сдерживание топливных тарифов замедлит развитие отечественной нефтепереработки. «Совсем завинтить, задушить — очень опасно. Это в какой-то момент может дать очень большой всплеск цен», — предупредил глава государства. Как полагает руководитель аналитического департамента Amarkets Артем Деев, демпфер является прогрессивным инструментом рыночного регулирования политики ценообразования на топливо. При его правильном и разумном использовании в выигрыше могут остаться действительно все — и владельцы НПЗ, и сети АЗС, и, самое главное, конечные потребители.

Вместе с тем существует риск, что демпфер недолго будет служить преградой для подорожания топлива. «Законопроект выглядит попыткой сгладить колебания нефтяных цен и поддержать замедляющуюся экономику. В ближайшей и среднесрочной перспективе это оправданно. В долгосрочной перспективе механизм способен стать излишним и опасным», — отмечает Купцикевич.

«Эффект от демпфера будет носить непродолжительный характер и вряд ли поможет стабилизировать цены в долгосрочной перспективе, — соглашается глава аналитического отдела ИК «Инстант Инвест» Александр Тимофеев. — Ситуация с поддержкой переработки также противоречива. Из-за надбавки к НДПИ нефтяники фактически остаются «при своих» — рост фискального сбора нивелирует компенсацию. Более действенными мерами могли бы стать механизмы прозрачного ценообразования или отмена налогового маневра».

Акция «все по 50»

В июне, когда уже вступил в силу законопроект о демпфере, правда, без поправок об увеличении размера компенсации, потребительские цены на бензин в России по сравнению с маем, по оценке Росстата, выросли в среднем на 0,7%. В ряде регионов топливо дорожало гораздо большими темпами: в Тыве и Новосибирской области цены на АЗС поднялись на 1,6–1,7%, а в Татарстане — на 2,5%. Производители бензина в свою очередь подняли свои цены в июне на 8,6%.

С одной стороны, это свидетельствует о том, что нефтяники соблюдают обязательства и в целом держат в узде топливные расценки; c другой стороны, становится очевидно, что потенциал роста у стоимости горючего остается и производители находят способы для дополнительного заработка. Если сейчас это происходит только в некоторых областях, в дальнейшем скачки цен могут стать тенденцией и охватить другие регионы. Существуют также расчеты, в соответствии с которыми в отдельные периоды года нефтяникам окажется выгоднее наращивать экспорт и повышать внутреннюю стоимость горючего, чем делать ставку на компенсацию от государства.

Экономист Никита Кричевский уверен, что при нынешней системе будет происходить постоянный рост цен на бензин свыше инфляции, и предлагает делать ставки, когда литр АИ-95 дойдет до 50 рублей. Если это произойдет, то, как предупреждает премьер-министр Дмитрий Медведев, правительству придется вернуться к непопулярным мерам. То есть к прямым соглашениям с нефтяниками о заморозке цен, что поставит крест на механизме демпфера, на который так рассчитывают чиновники.

Что в таком случае будет твориться на топливном рынке — остается загадкой. Нефтяники могут выдвинуть свои условия сохранения цен, в том числе настаивать на увеличении компенсации. В 2018 году они добились повышения аналогичной субсидии с 120 млрд до 200 млрд рублей. На этот год компенсация при нынешних нефтяных котировках и, соответственно, экспортной стоимости горючего, по их оценкам, может составить 90–130 млрд рублей. Не исключено, что нефтяники вновь будут торговаться. Стоит отметить, что в апреле представители Минфина говорили, что в этом году добывающие компании получат за сдерживание цен на топливо из Фонда национального благосостояния 400–450 млрд рублей, а в 2020-м выплаты вырастут до 1,7 трлн рублей. Мировые котировки на нефть на фоне геополитических обстоятельств — американских санкций в отношении Ирана, продолжающемся кризисе в Венесуэле, войне в Ливии и Нигерии — готовятся снова взлететь. По сути же такие компенсации и комбинации — переливание бюджетных средств из одного кармана в другой, то есть в любом случае они лягут на плечи рядовых россиян.

По словам начальника отдела инвест-идей «БКС Брокер» Нарека Авакяна, цены на горючее будут расти, причем гораздо быстрее инфляции, и по другим причинам. «Правительство не намерено отказываться от повышения акцизов, которые уже превышают в среднем 15 тыс. рублей за тонну бензина. Кроме такого вида налогов существует еще очень много других фискальных сборов, которые платят производители топлива», — замечает эксперт. Действительно, налоговая составляющая в стоимости бензина превышает 60%. Ее увеличение станет предлогом для новых компенсаций или разрешения на повышение расценок на АЗС, которых потребуют нефтяники.

Вообще, для отечественных автолюбителей настают трудные времена. Помимо издержек на бензин, обращает внимание партнер агентства «Автостат» Игорь Моржаретто, жителям крупных городов приходится серьезно тратиться на услуги платной парковки. В связи с чем россияне начали регулярно задумываться об отказе от ежедневных поездок в пользу общественного транспорта. В сложившихся условиях нельзя исключать, что подобные мысли будут приходить все чаще, и автомобиль для нас вновь превратится из обыкновенного средства передвижения в предмет роскоши.

Николай Макеев


По материалам сайта Московский комсомолец