Лидер России
Приемная: +7(4234) 26-57-01
8-800-550-37-38(Многоканальный. Голосовое меню)
Диспетчер: +7(4234) 26-41-21
Бухгалтерия: +7(4234) 26-57-20
Бухгалтер-фактуровщик: +7(4234) 23-17-80
Отдел продаж: +7(4234) 26-53-99
Факс: +7 (4234) 36-77-55 (приемная)
E-mail:  [JavaScript должен быть включен]
[JavaScript должен быть включен]
Уссурнефтепродукт-Личный кабинет

Приморский гамбит: «Частники» vs ВИНК

Версия для печати...


Один известный британский экономист обозначил: «Нечестная конкуренция: продавать дешевле, чем кто-либо еще». Российские независимые топливные операторы подтвердят мудрость и злободневность данного утверждения: ведь они каждый день вынуждены работать фактически в убыток в условиях неравной конкуренции с сетями вертикально-интегрированных нефтяных компаний. Одной из причин, которая позволяет сетевым АЗС реализовывать топливо с существенным демпингом, является возможность ВИНК переносить центр прибыли из розницы в другие сферы своей деятельности, что обеспечивается налоговым законодательством. Следствием такой политики нефтяных компаний стало широкое распространение на розничном рынке контрафактного ресурса. Устранить данную несправедливость призвали региональные и общероссийские объединения независимых участников топливного рынка, предложив местным и федеральным властям поддержать инициативу об исключении розничного звена ВИНК из состава консолидированных групп налогоплательщиков…

Представители российского независимого топливного ритейла утверждают: ценовая политика сетевых АЗС, которые могут себе позволить работать с существенными убытками, устанавливая ценники на стелах иногда даже ниже оптовой стоимости топлив, не дает возможности частным операторам конкурировать с ними на рынке.
На сегодняшний день федеральные власти своими действиями только усугубили данную проблему, договорившись с ВИНК о «замораживании» розничных цен на топливо на майском уровне ввиду сложившейся кризисной ситуации на рынке нефтепродуктов. Цель таких действий ясна и понятна: «приструнить» галопирующие ценники и успокоить таким образом нарастающее недовольство населения.

Но что делать в этой ситуации независимым игрокам топливного бизнеса? Как выжить и вписаться в рынок, пока «наверху» решают более глобальные проблемы? Выхода два:
• законный, предусматривающий работу либо в убыток, либо мимо рынка, что равно скорому банкротству;
• незаконный, предполагающий в т. ч. торговлю «бодягой».
Некоммерческое партнерство «Приморский топливный союз» (ПТС), отстаивающее интересы местных независимых участников розничного рынка, пробует решить оба вопроса на уровне региональных властей.

КГН: Начать с малого
В сентябре Приморский топливный союз направил письмо в адрес Губернатора Приморского края с просьбой поддержать вопрос об исключении розничных подразделений ВИНК из состава консолидированных групп налогоплательщиков (КГН).

Авторы обращения, ссылаясь на ранее озвученное мнение Президента РФ, отмечают, что нынешний рост розничных цен на автомобильное топливо обусловлен ошибками администрирования рынка со стороны регуляторов. Одной из причин этого является отсутствие у регуляторов возможности своевременно реагировать на изменение рыночной конъюнктуры, что ведет к искажению ключевых экономических показателей состояния оптового и розничного рынков нефтепродуктообеспечения РФ. На такое искажение влияет, в частности, тот факт, что розничные структуры ВИНК включены в состав участников КГН.

Налоговый «минимизатор»
Как объясняют в Союзе, КГН были созданы для перераспределения налогов между регионами. В соответствии с гл. 3.1 Налогового Кодекса РФ, на нефтяном рынке в состав КГН могут войти только вертикально-интегрированные нефтяные компании с годовым размером выручки более 100 млрд рублей и объемом налогов более 10 млрд рублей.
Нахождение в КГН позволяет ВИНК перераспределять «прибыли-затраты» внутри своей группы лиц, искусственно корректируя (устанавливая) нормы прибыли по всей технологической цепочке нефтепродуктообеспечения, что негативно сказывается на достоверности экономических индикаторов оптового и розничного звена. Это создает неконкурентные преимущества относительно других участников рынка, так как в рознице не осталось механизмов уменьшения издержек, поскольку ВИНК и независимые топливные операторы, которые действуют в одинаковых условиях, достигли минимального уровня фактических затрат, что свидетельствует о примерно одинаковом минимальном уровне необходимой наценки для ведения экономически обоснованной деятельности.
Участники КГН изначально устанавливают минимальный уровень доходов в розничном звене через трансфертное ценообразование и могут торговать нефтепродуктами через розницу себе в убыток при стабильной ситуации на рынке.

Кто платит…
Таким образом, как заявляют в Приморском топливном союзе, независимые компании находятся в заведомо неконкурентоспособном положении, так как не могут позволить себе нерентабельную, а зачастую убыточную деятельность, которую могут себе позволить только розничные предприятия, входящие в структуру ВИНК, убыточность которых избыточно компенсируется доходной частью торговой наценки от этого же товара, перераспределенной благодаря завышенным оптовым ценам с розничного звена в пользу оптового.
При наступлении кризиса и росте оптовых цен у ВИНК нет необходимости оперативно и адекватно корректировать розничные цены: все возникающие убытки будут компенсированы за счет уменьшения консолидированной налоговой базы, фактически – за счет налогоплательщиков РФ. Наличие такого механизма предоставляет возможность исключить важнейший сдерживающий фактор, связанный с консервативным поведением конечных потребителей, резкой реакцией регуляторов и общества на рост розничных цен.

При этом рост оптовых цен вынуждает поднимать розничные цены на независимых АЗС, что позволяет ВИНК обосновывать повышение собственных розничных цен, а потом их фиксировать на новых ценовых уровнях – это является сложившейся за последние несколько лет практикой.
Например, в период колебания рыночной конъюнктуры межценовая разница между закупочной и розничной ценой у ВИНК составляла околонулевые и/или отрицательные значения.

…за последствия!?
Указанное выше экономическое поведение приводит к следующим негативным последствиям:
• искажает ключевые экономические показатели оптового и розничного рынка, т.к. состояние экономических показателей определяется не рыночными механизмами, а частично менеджерами входящих в КГН компаний;
• ограничивает конкуренцию, что приводит к «выдавливанию» с рынка независимых топливных операторов или их переходу к реализации некачественных нефтепродуктов, поскольку независимая розница не может работать с отрицательной или околонулевой межценовой разницей;
• в рамках КГН нет рыночных механизмов развития розничных продаж, все программы развития обусловлены внутренними протоколами ВИНК и искусственно сформированными критериями оценки их эффективности;
• покрытие убытков в розничном звене в рамках КГН позволяет содержать убыточные объекты розничной инфраструктуры, что, возможно, поддерживает АЗС в отдельных удаленных районах, но негативно сказывается на развитии рынка и увеличении производительности труда.

Таким образом, в период существенных рыночных колебаний у регуляторов отсутствуют объективные критерии оценки состояния рынка по причине наличия нерыночных механизмов хозяйствования у половины участников рынка. В случае наличия оснований для роста оптовых цен, участникам КГН выгоден их ускоренный рост, так как все убытки, которые они могли бы понести в розничном звене, будут им компенсированы налогоплательщиками Российской Федерации.

Объективный вариант
Исходя из всего вышеизложенного, в Приморском топливном союзе считают, что исключение розничных подразделений ВИНК из состава КГН обеспечит равные условия для всех участников рынка, что в т. ч. позволит:
– получать обоснованные экономические показатели, и как результат – формировать объективные биржевые индексы и реакцию рынка на них;
– осуществлять контроль за внутрихолдинговыми ценами;
– исключить сокращение налогооблагаемой базы и увеличить собираемость налогов, в том числе за счет независимой розницы;
– стабилизировать и замедлить рост цен в оптовом звене;
– улучшить показатели ВИНК и независимых топливных операторов в рознице;
– контролировать региональным властям «свои» розничные структуры и собирать с них налоги;
– увеличить конкуренцию на рынке, что будет способствовать снижению цен как в розничном, так и в оптовом звене.

При этом в Союзе подчеркивают, что исключение розничного звена ВИНК никак не повлияет на работу КГН в целом, так как объем розничного бизнеса незначительный в общем объеме деятельности компаний.

В рамках рынка
Согласно аналитическим данным, в 2012 году доля АЗС ВИНК на рынке страны составляла меньше половины от общего количества станций. Но уже к июню 2018 ситуация изменилась с точностью до наоборот: 53% – станции, принадлежат крупным НК. В Приморском крае за последние 6 лет доля частных АЗС сократилась на 5%.

Как поясняют в Приморском топливном союзе, критическая ситуация со злоупотреблением ВИНК преимуществом участника КГН возникла осенью 2017 года, когда оптовые цены росли, а розничные стояли на месте. Со временем данная ситуация только усугубилась. На сегодняшний день независимые топливные операторы региона вынуждены работать со значительными убытками: маржа от продаж топлива составляет -3,8 – 1,5 руб./л, при затратной части в 5 руб./л. При этом АЗС ВИНК работают примерно с той же маржой, но при затратной части примерно в 6 руб./л. В таких условиях многие частные АЗС вынуждены были частично или полностью прекратить свою деятельность.

Так, в прошлом году прекратила свое существование компания «ТРиА» и 6 частных АЗС, компания «Старт» перешла под управление НК, сейчас свои АЗС предлагают к продаже еще 8 собственников АЗС.
Исключение розничных подразделений ВИНК из числа участников КГН, может изменить ситуацию в лучшую сторону. В частности, при уравнивании условий деятельности для всех участников розничного рынка, перед НК встанет вопрос обеспечения собственных сетей. В таких условиях ВИНК не смогут манипулировать ни оптовыми, ни розничными ценами, и ситуация войдет в рыночные рамки как для сетевых станций, так и для частных АЗС.

Независимые «в минус»
В Приморском топливном союзе отмечают, что данная инициатива актуальна уже достаточно давно. И если рассматривать работу розничного рынка сегодня, то можно увидеть, что он очень конкурентный. «Огромные финансовые, технологические, трудовые вливания делаются в АЗС и управление ими для того, чтобы привлечь клиента. Но на этом рынке есть две разные среды для участников. Одни могут консолидировать доходы и убытки по группе и уплачивать после оптимизации налоги, другие – нет», и напомнили, что в апреле состоялось заседание Госсовета по вопросу развития конкуренции под председательством Владимира Путина. Было сказано, что справедливая и честная конкуренция – это базовое условие для экономического и технологического развития, залог обновления страны, её динамичного движения вперёд во всех сферах жизни. При этом механизмом искажения конкуренции было названо нарушение единого экономического пространства за счет формирования для отдельных компаний на конкурентных рынках специальных законодательных условий, например, пониженных налоговых ставок, гарантий неизменности налоговых условий в будущем, и пр.

«Другими словами, этот вопрос актуален на рынке и понятен для правительства страны. Особенно остро он проявился во время подъема цен на оптовом рынке весной-летом этого года. Их резкий рост спровоцировал подъем розничных цен у независимой розницы.
После достаточно продолжительной паузы поднимать цены стали и АЗС ВИНК. В этот временной промежуток разница в ценах АЗС ВИНК и независимых достигала 4 руб. и более, что неминуемо привело к оттоку клиентов в пользу АЗС ВИНК.

Независимые потеряли около 20% оборота на частном рынке, а по некоторым видам топлива – до 40%. И ситуация продолжает оставаться такой же несмотря на то, что маржинальность начинает появляться и то, только в бензиновой группе. Разница в ценах на момент их стабилизации находилась на уровне 1-4 руб. и до сих пор сохраняется».
При этом обособленные юридически АЗС ВИНК могут работать в убыток из-за работы в рамках соглашения по КГН, а независимые операторы – нет. «Сеть АЗС – это их единственный источник доходов и убытков, последние из которых покрывать нечем. Дальше сдается отрицательный баланс, приходит ФНС для анализа ситуации, а региональные бюджеты теряют налоги. Только в Приморском крае за это время одна сеть перестала существовать и еще одна готова к дефолту по обслуживанию корпоративных клиентов по расчетным системам. Наши коллеги каждый день сообщают о закрытии АЗС в Сибири, Бурятии, на Алтае. Сейчас многие руководители, в том числе Валентина Матвиенко, Вячеслав Володин, представители Счетной палаты РФ, отмечают, что КГН уже не выполняют своей первоначальной задачи».
Сейчас доли регионального рынка распределились следующим образом: 53% – у ВИНК и 47% – у независимой розницы. Важно отметить, что за последний год доли перераспределились на 6% в пользу ВИНК в рамках всей страны.
ВИНК очень интересен частный клиент, который платит «полным» руб¬лем с минимальными скидками, для которого нет никакой отсрочки платежа, фиксации цен и т.д. Это – самый высокомаржинальный клиент. И сейчас ВИНК могут предложить частному клиенту более выгодные условия. Поэтому наличная реализация на независимых АЗС упала от 20 до 41 %.
В Союзе считают возможным препятствование со стороны ВИНК принятию и введению подобных решений, ведь для них это не очень приятно.

От малого к большому
Инициативу с мест поддержал и Российский топливный союз, в состав которого 10 октября 2018 года войдет и Приморский топливный союз. РТС 10 июля направил обращение в адрес Дмитрия Козака с такой же просьбой: рассмотреть вопрос об исключении розничных подразделений ВИНК из состава КГН.

Помимо всего прочего, РТС указывает также на то, что основным негативным фактором, влияющим на протяжении ряда последних лет на эффективность работы независимых сетей АЗС, является диспаритет между оптовыми и розничными ценами на реализуемое моторное топливо (МТ), при котором оптовые цены равняются розничным, а иногда даже превышают их.
Как объясняют в Союзе, указанный диспаритет возникает вследствие существенных различий в принципах построения и функционирования рынков оптовой и розничной реализации МТ, а также различных целей ведения топливозаправочного бизнеса у владельцев независимых АЗС и АЗС ВИНК.
«Розничный рынок МТ является конкурентным, и в условиях социального характера ценообразования на МТ представляет собой объективный фактор сдерживания роста цен. Оптовый рынок носит олигопольный, а в некоторых регионах России даже монопольный характер, и поэтому ценообразование на нем определяется поведением производителя, для которого рост цен является основополагающим фактором. Для независимых АЗС определяющим фактором является маржинальная доходность, т. е. разница между оптовыми и розничными ценами, величина которой должна покрывать эксплуатационные расходы и налоги. Для АЗС ВИНК основным параметром является объем продаж, поскольку основная прибыль формируется в оптовом звене, а в рознице они даже могут работать в убыток», – говорится в письме РТС.

Объемы продаж во спасение…
Помимо проблем с КГН, значительное и важнейшее влияние на ценовую ситуацию в оптовом сегменте рынка оказывает сдерживание Роснефтью объемов продаж нефтепродуктов на внутренний рынок с Дальневосточных базисов и полное отсутствие продаж «в рынок» с ХНПЗ.
Представители ПАО НК «Роснефть» на всех уровнях утверждают, что они выполняют план продаж, утвержденный совместным приказом с ФАС, но это утверждение не относится к КНПЗ – объем продаж с данного завода не соответствует установленным критериям. Равномерность и достаточность продаж с этого завода на Дальневосточный рынок во многом бы решила существующую проблему.


Создано на основе материалов журнала Современная АЗС

dyerware.com


dyerware.com