Лидер России
Приемная: +7(4234) 26-57-01
8-800-550-37-38(Многоканальный. Голосовое меню)
Диспетчер: +7(4234) 26-41-21
Бухгалтерия: +7(4234) 26-57-20, 23-17-70
Бухгалтер-фактуровщик: +7(4234) 23-17-80
Отдел продаж: +7(4234) 26-53-99
Факс: +7 (4234) 36-77-55 (приемная)
E-mail:  [JavaScript должен быть включен]
[JavaScript должен быть включен]
Уссурнефтепродукт-Личный кабинет

Независимая розница: Game over?!

Версия для печати...


На сегодняшний день ситуация на топливном рынке России такова, что частные сети АЗС вынуждены не работать, а выживать. Достучаться до государственных мужей уже не единожды пробовали как различные региональные объединения независимых операторов, так и всероссийские, отмечая неравные условия деятельности сетей ВИНК и частных АЗС, где последние вынуждены работать практически в убыток. Российский топливный союз, после повторного обращения в апреле к Президенту РФ, направил в мае письмо на имя Председателя Правительства России все с той же просьбой: обеспечить справедливое ценообразование в оптовом и розничном сегментах рынка моторного топлива. При этом аналитики рынка нефтепродуктов разделились во мнении относительно текущей ситуации, предполагая в т. ч. постепенное исчезновение независимых АЗС в России…

В апрельском номере журнал «Современная АЗС» уже публиковал материал (САЗС, №4, апрель, 2018, «Розница: доживем ли до рассвета») о письмах РТС и СПТР в адрес властей с просьбой обратить внимание на сложившуюся ценовую ситуацию на топливном рынке страны и предотвратить нарастающее массовое разорение предприятий малого и среднего бизнеса рынка нефтепродуктов РФ. В частности, как заявляли авторы, текущие условия на рынке моторного топлива грозят «банкротством и уходом с рынка независимых сетей АЗС, прибыль которых в настоящее время находится возле нулевых отметок, а в ряде регионов продажа биржевых объемов бензина уже стала убыточной».
Следует отметить, что повторное обращение РТС на имя Президента РФ было перенаправлено для рассмотрения в ФАС, Минприроды и Минэкономразвития. Из указанных ведомств ответ на сегодняшний день получен только от ФАС.

Обещать – не значит жениться
В официальном ответе, полученном РТС от Федеральной антимонопольной службы России, ведомство ссылается на действующее законодательство РФ, которым не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты: «Цены на указанные товары формируются на основе рыночного механизма конкуренции. Рыночный уровень цен на нефтепродукты определяется на основе биржевых котировок наличного товара, индексов биржевых и внебиржевых цен, а также цен сопоставимых зарубежных рынков».
Вместе с тем, как указано в письме, в целях недопущения негативного развития ситуации на рынке нефтепродуктов, ФАС России предприняты следующие меры:
• проведен ряд проверок российских нефтяных компаний;
• на еженедельной основе ФАС России проводит совещания с представителями федеральных органов исполнительной власти, крупных ВИНК, инфраструктурных организаций (биржевые площадки), экспертных организаций и независимых участников рынка по текущей ситуации на рынке нефти и нефтепродуктов;
• в адрес территориальных органов ФАС России направлено поручение об усилении контроля на рынке нефтепродуктов;
• проводится проверка обоснованности цен на автомобильные бензины нефтяных компаний и биржевых трейдеров.
Также в ведомстве напомнили о ряде предупреждений в адрес крупных НК о «недопущении создания дискриминационных условий для независимых участников рынка на организованных торгах», направленных в феврале­апреле текущего года.
Помимо этого, как указано в письме, ФАС России на протяжении последних лет предпринимает меры по развитию и совершенствованию механизмов организованных торгов нефтепродуктами, а также внедрению института регистрации внебиржевых договоров реализации биржевых товаров. К примеру, к подписантам Соглашения о сотрудничестве по развитию товарных рынков и создании Биржевого комитета (2015 г., ФАС, ФНС и Центральный Банк РФ) в прошлом году добавились Минпромторг России и Минсельхоз России.
На заседаниях Биржевого комитета осуществляется подготовка предложений по совершенствованию основных принципов организации биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами и механизмов формирования репрезентативных ценовых индикаторов на нефть и нефтепродукты.
В результате проводимой ФАС России работы:
• в конце 2017 года осуществлен запуск торгов с участием оператора товарных поставок ПАО «Транснефть»;
• во второй половине прошедшего года открыты дополнительные биржевые базисы на балансовом пункте «Тамань» и на Феодосийской нефтебазе;
• в декабре 2017 года примерно на 70% увеличились среднесуточные биржевые объемы реализации нефтепродуктов;
• в начале 2018 года ФАС России и Минэнерго России внесены изменения в Приказ ФАС России № 3/15, Минэнерго России № 3 от 12.01.2015 г. «Об утверждении минимальной величины продаваемых на бирже нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, и требований к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтепродуктами, а также с отдельными категориями товаров, выработанных из нефти и газа, хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках, и признании утратившим силу приказа ФАС России и Минэнерго России от 30.04.2013 г. № 313/13/225» в части дополнения сделок, которые не учитываются при определении соответствия объемов минимальной величине продаваемых на бирже нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, сделками, заключенными внутри группы лиц хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, а также между хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение и являющимися производителями соответствующих видов нефтепродуктов. Как заявляют в ведомстве, данные изменения позволят удовлетворить спрос на моторное топливо независимых участников рынка, сбалансировать спрос и предложение на бирже и, как следствие, будут способствовать стабилизации цен на оптовом рынке нефтепродуктов.
Также ФАС подчеркивает: «Начиная с 2012 года всеми крупными нефтяными компаниями приняты и реализуются согласованные с ФАС России торговые политики. В этих документах прописаны основанные на Федеральном законе от 26.07.2006 г. № 135­ФЗ «О защите конкуренции» основные принципы реализации нефтепродуктов, установлены единые для всех, в том числе для собственных сбытовых структур: порядок заключения договоров поставки, принципы ценообразования, недискриминационные условия реализации товара».
И в заключение своего письма ФАС России обещает продолжить «осуществлять мониторинг и проводить анализ состояния конкуренции на рынках моторного топлива в Российской Федерации. В случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства, ФАС России будут предприняты меры антимонопольного реагирования».

Попытка № 3
Тем не менее, ситуация на внутреннем топливном рынке продолжает ухудшаться, и фактически оптовые цены на нефтепродукты превысили розничные.
В связи с этим, организациями­участниками Российского топливного союза в середине мая направлено публичное обращение к Председателю Правительства РФ с просьбой принять меры для обеспечения справедливого ценообразования на оптовом и розничном рынках моторного топлива, а также равных конкурентных условий работы для всех субъектов рынка.
Как указано в данном обращении, «за время, прошедшее со дня выборов Президента РФ, рынок автомобильного топлива испытывает ценовые потрясения, связанные с беспрецедентным ростом оптовых цен на бензины и дизельное топливо, уровень которых бьет исторические рекорды». Так, по состоянию на 11 мая региональный биржевой индекс (Москва) за этот период вырос:
• на бензин Аи­92 – на 28,8%, подорожав с 43481 до 56044 руб./т;
• на бензин Аи­95 – на 23,1%, подорожав с 45543 до 56073 руб./т;
• на ДТ – на 15%, подорожав с 44762 до 51496 руб./т.
Аналогичный рост оптовых цен наблюдается и по другим региональным индексам.
По отношению к аналогичному периоду прошлого года рост биржевых ценовых индикаторов составил:
• по Аи­92 – 30,3 %;
• по Аи­95 – 27,8 %;
• по ДТ – 37,4 %.
По данным СПбМТСБ на 11 мая, биржевые ценовые индикаторы превысили розничные цены на 1,3 руб./л по бензину Аи­92, и на 1,1 руб./л по ДТ.
Аналогично росту биржевых индикаторов растут и оптовые цены сбытовых структур нефтяных компаний во всех регионах России.
При этом в РТС отмечают: «ФАС России на фоне такого роста оптовых цен на топливо ведет себя более чем странно. В начале апреля 2018 года, после обращения Российского топливного союза к Президенту России, руководители ведомства выступили с успокаивающими заявлениями, говоря об отсутствии предпосылок роста цен на топливо, но с обещаниями строго штрафовать за рост цен. После того, как беспрецедентный рост оптовых цен все-таки произошел, последовали заявления, что этот рост рыночно обоснован, но розничные цены удастся удержать в рамках инфляции, хотя уже сегодня розничные цены выросли по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 10 – 11% и на 5 – 5,5% с начала 2018 года. Другой регулятор, Минэнерго РФ, высказался аналогично: «Мы не видим критичной ситуации. Она ничем не отличается от ситуации с прошлыми годами. На сегодняшний день имеется достаточное количество запасов нефтепродуктов». Тем самым, в отсутствие позитивного влияния на описываемую ситуацию и нарочито положительный тон заявлений должностных лиц ведомств­регуляторов, создается лишь видимость стабильной, конкурентной среды, в которой сегодня работает малый и средний нефтепродуктообеспечивающий бизнес, в первую очередь, розничные АЗС».
На самом деле, как заявляют в РТС, работать в условиях постоянного диспаритета оптовых и розничных цен могут позволить себе только АЗС нефтяных компаний.
Для исключения дальнейшего роста розничных цен и снижения оптовой стоимости топлив представители независимого топливного ритейла предлагают в качестве экстренного и оперативного решения ввести «ручной» режим всех регуляторов, направленный на:
• увеличение объема поставок топлива на внутренний рынок;
• повышение объема продаваемого топлива в ходе биржевых торгов;
• введение моратория на поставку нефтепродуктов за рубеж либо на установление экспортных пошлин в таком размере, уплата которых приведет к понижению экспортного паритета.

Пролонгация же нынешней ситуации, как считают в РТС, приведет к исчезновению независимых сетей (их доля составляет около 60% от общего числа АЗС), следовательно, к уничтожению конкуренции на розничном рынке, социальному недовольству (т.к. оставит без работы около 1 млн человек) и, в целом, к дискредитации исполнительных органов государственной власти.

Авторы письма убеждены, сложившаяся ситуация с ценообразованием на топливном рынке обусловлена:
• олигопольной структурой оптового рынка при конкурентном розничном;
• разной мотивацией ведения бизнеса на розничном рынке;
• различными условиями налогообложения для независимых сетей АЗС и сетей АЗС нефтяных компаний;
• недостаточной реакцией должностных лиц, в чьи непосредственные обязанности входит объективный мониторинг ситуации, реагирование на «тревожные» сигналы участников рынка и принятие мер по созданию и сохранению справедливой конкурентной среды для развития малого и среднего бизнеса.

Таки да
Очевидно, что ситуация на рынке нефтепродуктов России к середине мая стала просто опасной: активный рост розничных цен на АЗС в последние недели стал вызывать вопросы со стороны Госдумы. И если ранее ФАС говорила о том, что происходящее на рынке «контролируется», то к маю стало очевидно, что ситуация таки вышла из-под контроля. Антимонопольщики подготовили поправки в совместный приказ об увеличении биржевых продаж бензина с 10% до 15% от его производства, а дизтоплива – с 5% до 7,5%. Тем не менее, по итогам прошедших консультаций ФАС с представителями нефтяной отрасли большая часть НК не поддержали данное предложение. Ведомство ожидает позицию Минэнерго по данному вопросу.
Также с 21 мая СПбМТСБ установила ограничения на цену вводимых в систему электронных торгов (СЭТ) заявок в секции «Нефтепродукты». Заявка не регистрируется в СЭТ при отклонении цены от текущей рыночной цены, определенной для данного инструмента в ходе торговой сессии, более чем на 1% в сторону увеличения и более чем на 5% в сторону уменьшения на бензин и дизтопливо на условиях поставки «франко­вагон станция отправления» на базисах поставки, являющихся ж/д станциями отправления при НПЗ. Также не регистрируется заявка с отклонением цены от текущей рыночной более чем на 10% на топливо для реактивных двигателей и мазут. Как пояснил «Интерфаксу» вице­президент СПбМТСБ Антон Карпов, шаг по введению новых границ колебания цены на определенные виды нефтепродуктов в системе торгов в рамках биржевых сессий проведен по итогам совещаний с участниками рынка и регуляторами (ФАС России). Рекомендации по сокращению предельных границ изменения цены заявок на продажу и покупку отдельных видов нефтепродуктов даны советом секции «Нефтепродукты» СПбМТСБ. Период действия данной меры будет обсужден с участниками и регуляторами, в частности, в рамках заседаний Биржевого комитета ФАС России.
В Правительстве также озаботились ситуацией на топливном рынке страны, изложенной в т. ч. и в письме организаций­членов РТС. В ходе совещания 21 мая у вице­премьера РФ Дмитрия Козака с госрегуляторами и представителями ВИНК, было принято решение об отмене запланированного с 01.07.2018 г. повышения акцизов на 50 коп./л, а также предусмотрено дополнительное целевое снижение акцизов с этой даты:
• для бензинов – на 3000 руб./т;
• для ДТ – на 2000 руб./т.

Благодаря вышеуказанным решениям, с середины мая оптовые цены на нефтепродукты впервые с зимы начали демонстрировать снижение.
Эксперты же отмечают, что данные меры не решат проблем, существующих на рынке, а всего лишь искусственно сгладят рост биржевых индексов и сократят потенциал удорожания нефтепродуктов в рознице. Но рост розничных цен, тем не менее, состоится. Тогда как для разрешения ситуации необходимо увеличение объемов топлив на внутреннем рынке страны.

Контроль и «свободное плавание»
Стоит отметить, что аналитики и эксперты имеют разные мнения относительно происходящего на рынке нефтепродуктов России. К примеру, как заявили САЗС в Thomson Reuters KORTES, ситуация на российском топливном рынке является критичной, и уже очень давно. «Существующая система функционирования объективно не представляет собой «свободный рынок», а является «квазирынком» по форме и плохо регулируемым по содержанию. Мы каждый год перед началом и во время «автомобильного сезона» слышим слабые возгласы о проблемах на рынке от отдельных независимых участников рынка или их представителей – ассоциаций или объединений, но эти «возгласы и конкретные предложения» тут же гасятся предписаниями со стороны регулятора. Т.е. основное решение проблемы – это о ней не говорить, а если и говорить, то только на специальных, контролируемых совещаниях», – рассказали в компании.
Также эксперты Thomson Reuters KORTES обращают внимание: при всех достижениях в нише биржевых торгов, о которых отчитываются регуляторы, всегда возникают вопросы:
• если система биржевых торгов настолько хороша, а цены там настолько высокие, то почему мы не видим широкого выхода на биржу всех компаний со всеми своими произведенными объемами?
• почему производителей приходится принуждать к участию в торгах, увеличивая требования по реализации топлива?
«То есть со стороны оптового сегмента мы явно видим ограниченное предложение по высоким ценам для независимых игроков, а с другой стороны, ограничение розничных цен с помощью привязки к инфляции. То есть, как может функционировать рынок, если конечная цена по своей сути является регулируемой? Именно эти «ножницы» и оказывают давление на независимых игроков, которые не могут переложить затраты на конечных потребителей, а также не могут распределить убытки по вертикальной цепочке или за счет экспорта, как ВИНКи», – заявляют в компании.
А вот, к примеру, старший консультант VYGON Consulting Александр Былкин считает, что критичной ситуация является только для отдельных участников рынка: «Ситуация на топливном рынке не всегда воспринимается объективно. Действительно, независимой рознице очень тяжело справляться со сложившейся ценовой конъюнктурой, а НПЗ невыгодно реализовывать бензин ниже экспортного нетбэка. С другой стороны, ВИНКи получают значительные доходы от экспорта при высоких ценах на нефть и слабом рубле, а это в какой-то мере компенсирует убытки на внутреннем рынке. Потребители получают бензин по сравнительно низкой цене, которая могла бы быть на 5 руб./л выше текущей. Также за счет акцизных поступлений стабильно пополняются дорожные фонды».
При этом эксперт VYGON Consulting уточняет, сама модель рынка устроена таким образом, что сегмент топливообеспечения зажат между волатильным внешним рынком и регулируемым внутренним. Увеличение мировых цен на нефть, при прочих равных условиях, должно повлечь за собой соразмерный рост внутренних цен на бензин. Однако в России этого не происходит – стоимость в рознице повышается намного медленнее значений экспортного паритета. Эта диспропорция будет наблюдаться до тех пор, пока внутренние цены не будут отпущены «в свободное плавание».

На грани исчезновения
Возможно ли исчезновение независимых сетей АЗС? В Thomson Reuters KORTES уверены: независимая розница осуществляет очень полезную функцию снабжения топливом в районах, где ВИНКи не видят экономической целесообразности открытия розничных точек продаж топлива. Закрытие таких заправок приведет к локальным топливным кризисам. Это все понимают, поэтому стараются удержать таких игроков на плаву. Как считают в компании, сокращение маржи АЗС – мировой тренд, и Россия в этом вопросе не является исключением. Однако, если в России он создается искусственно – за счет ограничения конечной цены, то в мире – за счет конкуренции. Независимая розница должна увеличивать выручку за счет услуг и сопутствующих товаров, что особенно важно в небольших городах и поселках.
Эксперты Thomson Reuters KORTES заявляют: «История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса», а на топливном рынке России проблемы повторяются каждый год. «Достаточно вспомнить 2011 год и «бензиновый кризис». Если перечитать заголовки и выводы экспертов того года, например, «Фундаментально проблема состоит в отсутствии рыночного ценообразования на внутреннем рынке нефтепродуктов, что и приводит к необходимости государственного вмешательства», становится абсолютно понятно, что за 7 лет ничего не изменилось. Тот кризис закончился переносом сроков введения запрета на обращение топлива класса Евро­2. В этом году кризис еще не наступил, так как мы еще не видим закрытия АЗС и очередей на заправках. А если независимая розница не закрывается, значит еще есть «запас прочности», но осталось мало времени для создания системы регулирования рынка. Именно «системы», а не ручных настроек и телефонного управления», – считают аналитики компании.
Вместе с тем Александр Былкин из VYGON Consulting уточняет, что исчезновение независимых сетей происходило и раньше, а негативная ценовая конъюнктура только ускоряет этот процесс. «ВИНКи располагают большими финансовыми и производственными возможностями, обладая за счет этого большим пространством для маневра. В частности, это активная модернизация сетей АЗС, оптимизация логистики, реклама и т.д. Независимые АЗС не могут пользоваться этими инструментами в той же мере, проигрывая положение на рынке. Уже сейчас ВИНК реализует более 70% топлива через свои заправка, увеличивая свою долю на 1% в год», – рассказывает собеседник.

Пути развития
Как рассказали САЗС эксперты Thomson Reuters KORTES, европейский опыт показывает, что в большинстве стран действует принцип конкуренции и прозрачности как для участников рынка, так и для потребителей. Цены в рознице меняются каждый день с учетом движения оптовых цен, а также с учетом конкуренции, времени суток, потока автомашин и т.д. В России уже создается система электронных кассовых аппаратов, которая позволит регуляторам оперативно отслеживать стоимость топлив на АЗС, а операторам – реагировать на динамику оптовых цен. Но в таком случае стоит отказаться от идеи «топливо – социальный продукт», и прекратить сдерживать розничные цены, а также увеличить предложение на бирже, и точно не на 5%. «Противники этой идеи могут возразить и отметить, что все это приведет к росту розничных цен, но на это есть два возражения: во-первых, рост цен в рознице приведет к увеличению поставок из Республики Беларусь (которая в настоящее время не поставляет бензин как раз из-за низких цен по сравнению с нетбэком), а во-вторых, рост розничных цен приведет к переходу на альтернативные топлива: СУГ, КПГ и другие, что позволит диверсифицировать спрос и развить альтернативные предложения», – считают в Thomson Reuters KORTES.

Александр Былкин из VYGON Consulting в разговоре с САЗС приводит в качестве примера рынок Соединенных Штатов Америки, где независимых АЗС практически не существует, и при этом никаких проблем на топливном рынке не возникает. «В России независимые от ВИНК сети разрослись из-за наблюдавшейся ранее высокой топливной маржи розницы. При этом сама модель рынка была аналогична текущей, но позволяла зарабатывать неоправданно много. В мировой практике маржа Downstream минимальна, основная рента извлекается в Upstream. Мы идем по тому же пути со всеми вытекающими последствиями. Топливная маржа розницы будет минимальной, а независимые АЗС будут исчезать», – резюмирует эксперт.

***
Заявление ФАС относительно текущей ценовой ситуации на рынке нефтепродуктов России от 23 мая 2018 года
За прошедший 2017 год цена выросла: Аи­92 на 9,53%, Аи­95 на 7,20%, ДТ летнее на 5,47%, авиационный керосин на 18,22%. В то время как в 2016 году цены на нефтепродукты существенно отставали от темпов инфляции. За прошедшие три года можно констатировать, что рост цен на нефтепродукты во всех сегментах соответствует уроню инфляции.
Эта ситуация является характерной для последних десяти лет. По данным Росстата, рост розничных цен начиная с декабря 2013 г. составил: Аи­92 – 30,43%, Аи­95 – 26,82%, ДТ – 24,34%. При этом индекс потребительских цен вырос на 37,07%.
Ситуация 2018 года более сложная. За период с 31.12.17 г. по 14.05.18 г. по данным Росстата, цена выросла: Аи­92 на 3,5%, Аи­95 на 3,4%, ДТ летнее на 4,17% при росте инфляции на 1,2%.
Оптовые цены на бензин с декабря 2017 года по март 2018 года снизились, а на дизель оставались стабильными, создавая «подушку безопасности» для АЗС. С марта 2018 года цены начали расти вслед за ростом цен на мировых рынках и вслед за ростом акцизов. По состоянию 21.05.2018 г. оптовые цены на бензин превысили цены в рознице. При этом российские биржевые котировки и индексы внебиржевых цен ниже, чем цены сопоставимых зарубежных рынков.
Основными причинами роста цен на топливо являются: рост налогов, увеличение мировых цен, проведение нефтяными компаниями внеплановых ремонтов НПЗ, недостаточность предложения нефтяными компаниями моторных топлив на биржевых торгах.
Составляющая налогов в конечной цене каждого проданного в стране литра автомобильного топлива составляет порядка 60%.
В соответствии с Налоговым кодексом, акцизы должны были вырасти с 2015 года по 2017 год на 5% на автомобильный бензин, на 15% на дизельное топливо. По факту в результате изменений в Налоговый кодекс акцизы на автомобильный бензин с 2015 года по 2018 год выросли в 2 раза, на дизельное топливо – в 2,2 раза.
В целях недопущения негативного развития ситуации на рынке нефтепродуктов ФАС России предпринимаются соответствующие меры, в том числе: (…)
• в середине апреля Минюстом России зарегистрированы изменения в Совместный приказ, согласно которым при расчете ликвидных индикаторов цен не будут учитываться
сделки, заключенные внутри группы лиц компаний и компаниями, являющимися производителями соответствующих видов нефтепродуктов;
• направлено письмо в Минэнерго России с предложениями снизить акцизы на бензин и дизельное топливо и ввести гибкую шкалу акциза;
• в мае 2018 года в территориальные органы ФАС России направлено письмо о разъяснении текущей ситуации и об усилении контроля на рынке нефтепродуктов в целях недопущения нарушений антимонопольного законодательства;
• разработан проект внесения изменений в Совместный приказ в части увеличения минимальных нормативов биржевых продаж нефтепродуктов, установленных Совместным приказом в отношении автомобильных бензинов до 15% от объема производства (в настоящее время 10%), а в отношении дизельного топлива до 7,5% от объема производства (в настоящее время 5%). Приказ проходит публичное обсуждение на сайте regulation.gov.ru;
• в середине мая в ФАС России прошли индивидуальные совещания с нефтяными компаниями о текущей ситуации на рынке нефтепродуктов, включая вопросы биржевой торговли, обеспечения достаточности предложения топлива на внутреннем рынке;
• направлены письма­рекомендации в ПАО «НК «Роснефть», ОАО «ТАИФ­НК», ОАО «Сургутнефтегаз» об увеличении объемов биржевых продаж на нефтепродукты, а также об обеспечении внутреннего рынка моторным топливом;
• начиная с 21.05.2018 г. на СПбМТСБ не регистрируется заявки при отклонении цены этой заявки, подаваемой участником торгов, от текущей рыночной цены в ходе торговой сессии более чем на 1% в сторону увеличения;
• готовятся письма в крупные нефтяные компании об увеличении объемов биржевых продаж на нефтепродукты, а также об обеспечении внутреннего рынка моторным топливом;
• направлены в Минфин России письма с предложениями снизить акцизы на бензин и дизельное топливо и ввести гибкую шкалу акциза;
• прошли обсуждения предложений по снижению акцизов на бензин и дизельное топливо, являющихся наиболее значимыми и действенными для стабилизации ситуации, совместно с Минфином России, Минэнерго России и нефтяными компаниями.


По материалам журнала Современная АЗС